Чем ниже курс доллара и чем шире поле деятельности импортера, тем больше для него навар!

С приближением новогодних праздников курс доллара США по отношению к национальной валюте, драму, стал неуклонно снижаться. За период с 30 ноября по 21 декабря текущего года спад достиг уже 3,1%. Аналогично этому, снизились курсы и других мировых валют – евро и российского рубля. Причем надо учесть, что это показатель среднего курса. Для лиц, которые обменивают доллары на драмы, разница больше. Например, по состоянию на 22 декабря в ряде коммерческих банков доллар продавали за 376 драмов, а покупали за 371 драм, то есть маржа составляла 5 драмов. При этом в отдельных обменных пунктах купля долларов у населения осуществлялась на более низком уровне.

Доллар – тот же товар, и «цена» его определяется текущим соотношением «спрос-предложение». Как известно, в начале марта текущего года Центральный банк Армении принял решение о возврате к политике плавающего курса национальной валюты. Отметим, что с позиции макроэкономики, плавающий валютный курс является своего рода механизмом достижения краткосрочного равновесия на денежно-финансовом и валютном рынках, не преследующим долгосрочных целей. Поэтому на каждый период времени курс национальной валюты отражает сиюминутную конъюнктуру валютного рынка. С этой точки зрения, наблюдаемое снижение курса доллара вроде бы означает превышение его предложения над спросом.

В преддверии новогоднего праздника на потребительском рынке республики наблюдается резкая активизация покупательского спроса, в основном на продовольственные товары. Например, в декабре прошлого года, по сравнению с ноябрем, объем розничного товарооборота (без продажи автомобилей) возрос почти в 1,8 раза, составив рекордную сумму в 169,9 млрд драмов. При этом абсолютный прирост продажи потребительских товаров в декабре, по сравнению с ноябрем, достиг 74 млрд драмов. Если бы розничный товарооборот, при всех прочих равных условиях, равномерно распределялся бы по месяцам календарного года, то удельный вес каждого месяца составлял бы 8,3%. Но доля декабря прошлого года почти вдвое превысила этот средний показатель, достигнув уровня в 16%. Подчеркнем, что это характерная для потребительского рынка тенденция, присущая всем странам, отмечающим рождественские и новогодние праздники.

В декабре прошлого года объем реализации (в том числе на экспорт) местной промышленностью продовольственных товаров, включая напитки, составил 24 млрд драмов. Эта цифра не выдерживает никакого сравнения как с объемом розничного товарооборота за этот месяц, так и с его абсолютным приростом. Ведь необходимо учесть одно сомнительное достижение перехода к рыночной экономике – в общем объеме производства потребительских товаров в Армении бесспорным лидером ныне является именно продовольственная отрасль. Доли большинства других отраслей, таких, как некогда мощная легкая промышленность, довольно незначительные и на национальном рынке существенной роли не играют.

В том же декабре прошлого года общие запасы продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговой сети, вовлекаясь в предновогодний оборот, сократились на 14 млрд драмов. В этих запасах, вне сомнения, немалую долю также составляют импортированные ранее потребительские товары. В указанном месяце, по сравнению с ноябрем, импорт товаров только лишь по группе «готовые продукты питания» возрос в полтора раза, превысив сумму в 45 млн долларов (по тогдашнему курсу валют – 13,9 млрд драмов). К этому еще надо приплюсовать немалый импорт товаров культурно-бытового назначения, изделий гардероба и прочих потребительских товаров, которые в предновогодний период пользуются особо высоким спросом…

Конечно, при анализе вышеприведенных данных крайне ошибочным было бы игнорирование «тени», как в местной промышленности, так и в импорте, которая, по самым скромным оценкам, составляет порядка 40% экономики страны. С учетом этого, показатели как объема местного производства продовольственных товаров, так и импорта последних могут быть ощутимо выше официальных данных.

Итак, покупательские расходы населения в предновогодние дни лавинообразно возрастают. Как известно, часть бюджета многих семей формируется за счет частных денежных трансфертов, получаемых извне. Согласно исследованию, проведенному Центральным банком Армении в 2005 году, около 37% домохозяйств страны получают частные денежные переводы от своих родственников из стран ближнего и дальнего зарубежья. Причем подавляющая часть полученных денег этими домохозяйствами тратится на текущие нужды, то есть покупку товаров повседневного спроса и оплату услуг. По оценке, в лучшие годы объем частных денежных трансфертов из-за рубежа достигал порядка полтора миллиарда долларов. Однако в текущем году частные денежные переводы гражданам республики сократились примерно на одну треть. Между тем только лишь за январь-октябрь текущего года отрицательное сальдо во внешней торговле почти что дошло до отметки в 2 млрд долларов.

Сопоставляя все вышеприведенные данные, можно сделать вывод о том, что в предновогодний период спрос на доллары явно превышает их предложение. Навряд ли иностранные инвестиции или кредиты международных финансовых организаций проявили свое влияние на валютный рынок страны именно за считанные дни. Целый легион импортеров старается успеть до праздника ввезти и реализовать партии продовольственных товаров. Иначе последние останутся на руках – в январе, по сравнению с предыдущим месяцем — декабрем, общий объем продажи товаров резко, в кратных размерах, сокращается. Поэтому пик деятельности импортеров, особенно завозящих продукты питания для праздничного стола, падает на разумный для активной реализации товаров период в декабре. Как раз на тот период, когда «рыночный» курс доллара стал ползти вниз…

Нетрудно подсчитать, что «фора» в размере, скажем, десяти драмов (разница между средним курсом доллара в начале и во второй декаде декабря) составляет на 1 млн долларов сумму в 10 млн драмов. Чем ниже курс доллара и чем шире поле деятельности импортера, тем больше для него навар! Однако чем именно декабрь отличается, скажем, от других месяцев года? Здесь надо учесть один нюанс. В отличие от других месяцев, в декабре многие семьи, получающие трансферты из-за рубежа, даже в условиях сравнительно низкого курса валют, вынужденно расходуют их для подготовки к празднику. Причем нередко выкладывают всю наличность, чтобы достойно встретить лучший для всех праздник года. Так что не могут они сию процедуру обмена зелененьких отложить до лучших времен, когда курс доллара снова повысится! Таков наш менталитет, который и используется в меркантильных целях — для массовой закупки «дешевых» долларов. Причем далеко не только импортерами…

В начале марта текущего года председатель Центрального банка Армении Артур Джавадян, комментируя переход к плавающему курс драма, оценил на будущее уровень его среднего курса в пределах 360-380 драмов. При этом он заявил, что если будут зафиксированы резкие колебания на рынке, которые могут иметь крайне нежелательные последствия, Центробанк обязательно вмешается. Пока что средний курс, благодаря неплохой марже, колеблется в этих пределах. Однако рядовым гражданам, которым приходится терять на каждом «трансфертном» долларе десятки драмов, от этого не лучше. Год назад, для поддержания искусственно завышенного курса драма, тот же Центробанк осуществлял многомиллионные интервенции (в долларах, естественно!) на валютном рынке. Теперь же, как следует полагать, «непонятный» декабрьский спад в курсе мировых валют по отношению к драму не имеет «нежелательных последствий».

Альберт Хачатрян

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.