Правительство Армении 3 декабря приняло решение о создании совместного с российским ЗАО «Атомстройэкспорт» предприятия, которое обеспечит строительство нового энергоблока Армянской АЭС. После принятия решения премьер-министр Армении Тигран Саркисян заявил: «Сегодня принимается политическое решение — даем согласие на создание совместного с нашими российскими партнерами предприятия с долевым участием 50/50». Долей армянской стороны будет распоряжаться правительство в лице министерства энергетики и природных ресурсов.
Строительство нового энергоблока в Армении — одно из приоритетных стратегических задач действующего правительства. Известно, что с российской государственной корпорацией «Росатом», составной частью которой является «Атомстройэкспорт», за право строительства энергоблока конкурировали французская AREVA и американский Westinghouse. Причем для американской стороны участие в проекте представлялось достаточно важным, о чем неоднократно заявляли высокие американские функционеры. Между тем, решение принято и, как прямо выразился премьер, оно было политическим.
Очевидно, здесь и кроется недвусмысленный мессидж Москве, о котором совсем недавно говорил президент Армении Серж Саргсян на встрече с представителями армянской общины в Ростове, в ходе своего панармянского турне. Отвечая на вопрос о перспективах отношений Еревана с Москвой в свете налаживания диалога с Турцией, Саргсян заявил, что армяно-российские отношения никоим образом не могут пострадать в случае разблокирования армяно-турецкой границы. «Вскоре произойдет событие, которое развеет все сомнения скептиков, утверждающих, что якобы отношения Армении с Россией переживают спад», — заявил Серж Саргсян. По сути дела, допуск «Росатома» к проекту стоимостью от $4 млрд. до $5 млрд. – поистине серьезный мессидж, не оставляющий сомнений в том, что Ереван настроен на глубокую и взаимовыгодную работу с российской стороной.
Но настроена ли на это Россия? По всей видимости, тоже да. Особенно после того, как Турция, с которой Москва в последнее время интенсивно сближается, отменила итоги тендера, согласно которому «Атомстройэкспорт» получал проект строительства первой в истории Турции АЭС. Турецкие власти запросто отменили итоги тендера, в принципе не заботясь о политических последствиях этого шага, которых, в принципе, и быть не может.
Более того, запущенная Россия и США «перезагрузка» пока что приносит только одни результаты – ухудшение международных позиций России. В частности, первым и главным итогом пресловутой «перезагрузки» стало резкое ухудшение отношений России с Ираном. Вашингтон рукоплещет, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад прямо заявляет, что Россия просчиталась, а Москва переносит сроки запуска АЭС Бушер. То есть, российские атомщики попадают в политическую западню и в Иране.
Плюс к этому, после смены правительства Станишева в Болгарии, новая власть инициирует пересмотр всех крупных сделок, заключенных своими пророссийскими предшественниками. В том числе , речь идет о проекте строительства АЭС «Белене», которое тоже считалось одним из успешных международных проектов «Росатома». Новые болгарские министры утверждают, что «Белене» вовсе не нужен их стране, и правительство Станишева принимало политическое решение, допуская на этот рынок россиян.
Что же. В сложившейся ситуации решение армянского правительства действительно выглядит политическим. Оно существенно укрепляет позиции российского государственного холдинга в регионе Южный Кавказ-Турция-Иран, а также прерывает череду не слишком приятных событий для достаточно амбициозной российской атомной международной политики. Стоит надеяться, что и Россия в свою очередь проявит партнерские качества и продолжит поддерживать Армению – партнера по ОДКБ, государства, где расположена единственная в регионе российская военная база — на международной политической арене, а также в процессе преодоления последствий международного экономического кризиса. Ведь укрепляя тылы верного партнера — укрепляешь себя.
Армен Геворгян