Ссылка на Устав ООН как основу карабахского урегулирования в заявлении сопредседателей МГ ОБСЕ в Астане исходит из интересов НКР — эксперт

Ссылка на Устав ООН как основу карабахского урегулирования в заявлении глав стран-сопредседателей МГ ОБСЕ в Астане исходит из интересов НКР, считает политолог Армен Минасян.

Руководители делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, принимающие участие в саммите в Астане, а также президенты Армении и Азербайджана Серж Саргсян и Ильхам Алиев выступили в среду с заявлением о том, что настало время для более решительных усилий по карабахскому урегулированию.

При этом президенты Армении и Азербайджана вновь подтвердили свое обязательство стремиться к окончательному урегулированию нагорно-карабахского конфликта на основе принципов и норм международного права; Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского заключительного акта, а также заявления президентов Медведева, Саркози и Обамы, в Аквиле 10 июля 2009 года, и в Мускоке 26 июня 2010 года.

«Это по сути новый элемент процесса урегулирования, по крайней мере его публичной части. Его можно только поприветствовать. Это новшество исходит из интересов карабахского народа. Дело в том, что Устав ООН, который в системе международного права имеет приоритетное значение, довольно четко придает важность праву наций на самоопределение», — сказал Минасян.

Он проинформировал, что в первой статье этого документа, где закреплены основные цели организации, в числе трех других целей (которые касаются международного мира и обеспечения безопасности,  международного экономического, социального и гуманитарного сотрудничества) также отмечается: «Развивать дружеские отношения между нациями на основе принципов равенства народов и права наций на самоопределение».

«Принцип территориальной целостности в уставе ООН не имеет столь высокого статуса», — подчеркнул он. 

Более того, по словам эксперта, Устав ООН запрещает применение силы или ее угрозы.

«Естественно, азербайджано-карабахский конфликт в этом свете получает совсем другую интерпретацию, и если есть необходимость соответствия окончательного урегулирования Уставу ООН, это означает, что оценки должны быть даны действиям сторон на стадии возникновения и активной фазы конфликта и их последствиям, в частности, факту справедливой реализации права на самоопределение народом Карабаха и агрессии, начатой против него. Полагаю, что здесь нужно проводить параллели с решением Гаагского суда по вопросу Косово», — добавил политолог.

Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.

Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.

С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.

Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.

Источник: АМИ «Новости-Армения»

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.