Ереван ждет появление в Турции политсилы или лидера с политической волей — Саргсян

Армянская сторона ждет появления в Турции политической силы или лидера, готовых проявить политическую волю в вопросе налаживания армяно-турецких отношений, сказал президент Армении Серж Саргсян.

Между Арменией и Турцией не существует дипломатических отношений, а армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары. Сложные отношения между двумя странами вызваны, в частности, поддержкой Анкары азербайджанской позиции в карабахской проблеме, а также острой реакцией Турции на процесс международного признания Геноцида армян 1915 года в Османской империи.

В течение последних двух лет наметился прогресс в армяно-турецком сближении, инициированный президентом Армении Сержем Саргсяном, в рамках которого 10 октября 2009 года главы МИД Армении и Турции подписали в Цюрихе «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений». Однако Турция периодически затягивала под разными предлогами процесс ратификации протоколов, что послужило причиной для приостановления президентом Армении 22 апреля 2010 года процесса ратификации документов.

«Конечно, наши отношения не сложились на этот раз. После того как мы подписали известные двусторонние протоколы, турецкая сторона отказалась ратифицировать их в парламенте. Сейчас мы ждем, когда в Турции появятся политическая сила или лидеры, которые готовы будут проявить политическую волю», — сказал Саргсян в интервью украинскому изданию «Профиль».

По словам президента, инициатива по урегулированию отношений с Турцией была одним из труднейших шагов в его жизни, но он осознанно пошел на него.

«Да, турки совершили геноцид. Да, они отняли наше жизненно важное пространство. Да, они после совершения преступления в течение ста лет отрицали его и продолжают отрицать. А отрицание преступления — это, может быть, еще худшее преступление. Но, с другой стороны, в современном мире почти не существует государств, которые не имели бы исторических проблем, нерешенных вопросов во взаимоотношениях друг с другом. Цивилизационный ответ на такие вызовы — это полномасштабное сотрудничество без предварительных условий», — сказал глава государства.

Он отметил, что установление дипломатических отношений, открытие границ принесет пользу не только Армении и Турции, но и Грузии, Азербайджану, всему  региону.

«Поэтому я считал неправильным быть в позе обиженного, ущемленного, ждать, пока турки сами признают геноцид, и лишь после этого возобновить отношения. Мой подход был воспринят неоднозначно в нашем обществе, тем более среди армян, проживающих за пределами страны. И это понятно: наш народ эмоциональный, в те годы пострадала каждая армянская семья. Я понимаю людей, которые порой выходили на улицы, чтобы в очень многих случаях нелестными словами выразить свой протест против политики примирения с Турцией. Но я рад, что в конце концов наш народ понял эту идею. Сейчас, я думаю, осталось очень мало людей, считающих, что мы были неправы», — отметил президент.

По его словам, инициатива была продиктована трезвым разумом и нисколько не противоречила  национальным интересам армянского народа.

«Желание установить с турками отношения без предусловий ни в коей мере не означает, что мы отказываемся от процесса международного признания геноцида или же идем на какие-то уступки. Для того, чтобы турки признали геноцид, были испробованы практически все пути, за исключением пути не конфронтации, а объяснения турецкому обществу всей трагедии тех времен. После того, как мы начали этот процесс, в турецком обществе начались, может быть, неожиданные для многих процессы: в больших городах Турции молодые люди выходили и говорили о геноциде», — сказал президент.

Источник: АМИ «Новости-Армения»

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.