Решение Азербайджана отозвать резолюцию из ООН, в первую очередь, обусловлено позицией многих стран, сказал в пятницу в интервью Второму армянскому телеканалу заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян.
Азербайджан принял решение снять с предусмотренного на 9-ое сентября обсуждения и голосования Генеральной Ассамблеи ООН представленный им же проект резолюции A/64/L.57 и перенести этот пункт в повестку 65-й сессии ГА ООН.
«Азербайджан был вынужден снять с голосования и обсуждения представленную летом резолюцию. В первую очередь, на этот шаг повлияла позиция различных стран и, конечно, позиция сопредседателей Минской группы ОБСЕ по этому вопросу, которая сформировалась в результате проведенной со стороны Армении теневой работы», — сказал Кочарян.
Он отметил, что только за последние две недели МИД Армении провел огромный объем работы как с диппредставителями различных стран, так и посредством своих посольств в зарубежных странах.
По словам Кочаряна, в течение двух последних недель было проведено свыше 600 встреч с различными представителями внешнеполитических ведомств различных стран, проводились работы в ООН.
«Министр осуществил лично свыше 100 звонков, а также направил более 200 писем своим коллегам в различные страны, что позволило сформировать соответствующую позицию, которая заставила Азербайджан отозвать резолюцию и даже снять ее с голосования», — сказал Кочарян.
«Азербайджан также понял, что со стороны Армении будут предприняты соответствующие соразмерные и даже несоразмерные шаги. У нас есть адекватный ответ на любое подобное посягательство и, что самое главное, за этот период у многих стран сформировалось понимание, что Азербайджан препятствует переговорному процессу в рамках Минской группы ОБСЕ», — сказал Кочарян.
Затрагивая возможность повторного внесения резолюции на обсуждение ООН, замминистра отметил, что в любой момент любая страна имеет право представить любую резолюцию на рассмотрение ООН, «если этот случай не стал уроком для Азербайджана».
По его словам, если Баку вновь попытается пойти на такой шаг, то должен четко понимать позицию международной общественности и готовность Армении дать адекватный ответ.
При этом Кочарян отметил, что сопредседатели МГ ОБСЕ солидарно выступают в этом вопросе, и как и в 2008 году выступили совместно против предложенной Азербайджаном резолюции, отметив, что она препятствует мирному процессу карабахского урегулирования.
По его словам, Азербайджан в качестве оправдания после отзыва резолюции попытался обосновать свою позицию тем, что достигнута договоренность о визите полевой миссии в регион.
«Реальность заключается в том, что эта договоренность была достигнута еще весной, а Азербайджан представил эту резолюцию в ООН после достижения договоренности, зная, что подобное согласие уже достигнуто», — сказал замминистра.
Более того, как отметил Кочарян, 6-го сентября сопредседатели Минской группы ОБСЕ сами заявили, что существует согласованная еще с весны договоренность по визиту миссии в регион.
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
Источник: АМИ «Новости-Армения»