Коммерческая тайна – ширма для махинаций с ценами

В странах постсоветского пространства довольно оперативно сформировался институт коммерческой тайны. Однако благие намерения, как это всегда бывает, оборачиваются дорогой в одно известное учреждение. Благодаря неясностям в законах, расплывчатому обозначению или же отсутствию определений, что из себя представляет «коммерческая тайна», многие экономические показатели коммерческих компаний остаются для рядовых граждан такой же «тайной», покрытой мраком. Этот вопрос неоднократно обсуждался иностранными независимыми экспертами, и многие пришли к выводу, что институт коммерческой тайны в странах переходного периода служит для прикрытия различного рода махинаций.

К сожалению, Армения также подпала под сомнительное обаяние «коммерческой тайны», вследствие чего столь желанная для местной общественности информация о ценах, себестоимости и прочих интригующих подробностях коммерческих операций недоступна ей, скрываясь за бетонной стеной закона. Ныне, когда розничные цены на продукты питания скачкообразно повышаются, возникает один кардинальный вопрос: определяется ли уровень этих цен конкуренцией на рынке, или же они взяты с потолка? Ведь крупные капиталы, созданные в одночасье, причем не на ниве производства, а благодаря занятию благодатной коммерцией, свидетельствуют о неплохом наваре…

Положения о коммерческой тайне имеются в различных законах Армении и нормативных актах госорганов. К примеру, в законе «О защите экономической конкуренции», правовом акте Национальной статистической службы Армении «Об утверждении порядка соблюдения коммерческой тайны». В силу этого предприниматели довольно часто отказываются предоставлять представителям СМИ данные, скажем, о себестоимости или покупной цене товаров, ссылаясь именно на коммерческую тайну.

Поэтому гражданам приходится самим проводить расчеты, чтобы докопаться до истины. Вот, к примеру, цены на растительное масло, продукт массового потребления. По данным таможенных деклараций, в 2009 году цена подсолнечного масла на таможенной границе составляла немногим более 260 драмов, «прочих видов» масла по данной группе – 446 драмов за 1 килограмм. С уплатой же НДС цена повышается уже соответственно до 312 драмов и 535 драмов за тот же килограмм. В этом же периоде цены импортированного оливкового масла составляли 2060 драмов за 1 килограмм масла первого (холодного) прессования, и 1620 драмов за прочие виды. Однако сравнительно высокая стоимость оливкового масла практически мало влияет на среднюю розничную цену растительного масла по республике. Ведь соотношение физических объемов импорта между оливковым и подсолнечным маслом составило в этот период 1:275.

Между тем средняя розничная цена растительного масла в том же году достигла 749,1 драмов за 1 литр (то есть примерно 920 граммов продукта). На таможенной границе средняя цена импортированного подсолнечного масла составила, включая НДС, примерно 452 драма за 1 килограмм, или же 416 драмов за 1 литр. Отсюда, с учетом 20%-ой торговой наценки как в опте, так и в рознице, средняя розничная цена этого товара должна была быть на уровне 600 драмов за 1 литр. Отметим, что упомянутую наценку можно считать довольно высокой, однако такова реальность нашей торговли. Но, даже с этой неплохой наценкой «ножницы» между расчетной ценой и фактической достигают большой величины – округленно 150 драмов за 1 литр. По отношению к фактической средней розничной цене эти «ножницы» составляют примерно  20%. Это, по всей видимости, и есть тот самый навар…

Если просмотреть «весь список», то таких примеров можно найти бесчисленное количество. Но важно одно – цены в стране отнюдь не соответствуют себестоимости, или же покупным ценам.

Таковыми фактами в принципе должна заниматься Государственная комиссия по защите экономической конкуренции. Однако наблюдаемая ныне вакханалия с ценами заставляет сомневаться в эффективности ее деятельности. Приходится констатировать, что применяемые этим ведомством методы регулирования не способствуют нормализации дел с ценами. Нужны более действенные механизмы контроля за ценами и пресечения попыток необоснованного повышения последних. Ведь уповать на то, что конкуренция сама стабилизирует и оптимизирует цены, как-то не приходится…

Ведь, увы, даже на рынках сельхозпродуктов конкуренция, как таковая, начисто отсутствует. Не секрет, что на этих объектах, более известных как «базары», многочисленные продавцы заранее сговариваются о минимальных ценах, И не дай Бог, если кто-то посмеет нарушить это соглашение! Так что предельно ясно, что творится на тех товарных рынках, где имеется ограниченное количество хозяйствующих субъектов!

Поэтому информация о ценах, по которым закупаются товары, должна быть предельно доступной для широкой общественности, чтобы исключить махинации с ними. То есть требуется наличие той самой прозрачности в деятельности коммерческих компаний, о которой нам годами твердят авторитетные международные финансовые организации. Помимо этого, государство может регулировать оптовые и розничные цены на важнейшие товары посредством установления максимальных планок торговых наценок. Если на базаре это трудно выполнимо, то по таким товарам, как то же масло растительное, это вполне осуществимо. А коммерческой тайной пусть остается рецепт изготовления Кока-Колы!

Альберт Хачатрян

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.