Бейше Шейте аве бриха! Новогодние традиции национальных меньшинств Армении

1-е января для проживающих в Армении групп людей иной национальности — вовсе не начало нового года. Слово о национальных меньшинствах Армении, отмечающих новый год отнюдь не после 12 часов ночи 31-го декабря. Для ассирийцев не только Армении, но и всего мира, Новый год (на ассирийском – Рейше Шейте) начинается в середине марта и знаменует собой весеннее пробуждение природы.

В старину ассирийцы отмечали Рейше Шейте 12-14 дней. В этот период они выходили из домов на улицы, ели, пили, танцевали и радовались. В дни празднования не действовал ни один закон, никого не наказывали, а в последний день празднования царь на один день покидал город, а вместо него на трон садился паяц и управлял государством. Ассирийцы период правления паяца называли днем дурака. Он совпадал с 1-ым апреля, откуда впоследствии и пришел день смеха. В Новый год обиженные друг на друга ассирийцы обязательно мирились.

Будущей весной ассирийская община Армении будет отмечать 6760-ый год. По словам председателя ассирийской Федерация Хатата ( на ассирийском – союз) Ирины Гаспарян, местным ассирийцам не всегда удается отмечать праздник с большой торжественностью. «Ассирийская община Армении новый год отмечает 1-го апреля, однако не получается отмечать праздник повсеместно, так как в рабочий день и бывает невозможно выехать за город».

Езиды тоже Новый год отмечают весной – в первую среду, следующую после 13-го апреля. Праздник называется «Малаке Таоси тон» и посвящается приходу посланного богом апостола Малаке Таоса. Малаке Таос – первое лицо Святой троицы пантеона езидов и довольно часто выступает как божество. У езидов принято в Новый год посещать кладбища и устраивать поминки усопших. Во вторник, предшествующий Новому году, все езиды держат пост, выпекается гата, называемая «клоч», в которую кладется монета или бусинка. В среду разрезают гату и раздают членам семьи. Кому достанется монета или бусинка, для того год будет успешным.

В праздник «Малаке Таос» езиды посещают друг друга, женщины надевают национальные праздничные одеяния. В Новый год делаются жертвоприношения главному херувиму. Как и ассирийцы, езиды тоже в праздник должны помириться друг с другом. Новогодний стол езидов украшают те кушанья, что зачастую украшают и армянский стол: толма, хашлама. Капуста и свекла категорически запрещаются на новогоднем столе. «Некоторые представители езидской общины Армении, как и армяне, отмечают новый год и 31-го декабря, однако в тех селах, где езиды проживают компактно, отмечается лишь «Малаке Таоси тон», — говорит руководитель молодежного движения армяно-езидского молодежного сотрудничества «Шамс» Рустам Бакеян.

А евреи отмечают Новый год в конце сентября и начале октября. Новый год называется Рош а-Шана, что дословно означает «глава года» и символизирует создание земли. До Нового года евреи идут к реке и опорожняют карманы, так очищаясь от напастей минувшего года.

В праздник Рош а–Шана каждый еврей в обязательном порядке должен слушать голос Шовара (голос, исходящий из бараньего рога), чтобы быть ближе к Богу. Праздничный обед начинается с поедания яблока, опущенного в мед, что должно символизировать сладость предстоящих дней. В праздник евреи обязательно съедают рыбью голову, чтобы быть во главе года. На стол обязательно ставятся гранат, как символ семьи и единства, хурма и кругло нарезанная морковь, которые по цвету должны быть похожими на медные монеты, символизирующие богатство. Евреи в праздник Нового года пьют сладкое красное вино. А пожилым и детям дарят сладости и фрукты. На стол нельзя класть орех, потому что орех ассоциируется с человеческим мозгом.

В течение следующих после Рош а-Шана 10 дней наступает период божьего суда — люди молятся и просят об отпущении грехов. По преданию, в это время Бог пересматривает жизнь, прожитую евреями, и решает, чье имя написать в «Книге жизни». По этой причине соседи желают друг другу, чтобы Бог занес их имена в «Книгу жизни». Евреи в наступающем Рош а-Шана отметят 5770-ый год.

Поздравляем с Новым годом! Шана това вэ матука – евреи
Бмбарк тирзов сыры сале – езиды
Бейше Шейте аве бриха — ассирийцы

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.