Год был трудным, признался на пресс-конференции 29 декабря глава Комитета госдоходов при правительстве Армении Гагик Хачатрян. И в первую очередь потому, что параллельно с кризисом приходилось реформировать таможенно-налоговую систему.
По признанию Г.Хачатряна, в системе имеет место много нерешенных проблем, а фискальное администрирование нуждается в коренных реформах. Тем не менее, в уходящем кризисном году таможенники собрали в госбюджет 230 млрд драмов, а налоговики – 290 млрд. Из накопленных в прошлые годы налоговых сверхвыплат, которые составляют 154 млрд драмов, комитет возвратил налогоплательщикам порядка 20 млрд. «Налоговые поступления от организаций в сфере энергетики в уходящем году сократились на 1%, транспорта и связи – на 10%, горнорудной промышленности – на 29%, в сфере строительства – на 24%. Любопытно, что при спаде сферы капстроительства на порядка 40% поступления сократились всего на 24. Очевидно, что комитет серьезно завинтил гайки застройщикам.
Серьезно ударило по собираемости и сокращение импорта автомобилей – аж на 25 млрд драмов. Еще на 2,8 млрд сократились таможенные поступления от импорта топлива. И так далее. В целом на таможенной границе поступления от импорта сократились на 32%, а от экспорта – на 29.
Крупные налогоплательщики сократили 12 тыс. сотрудников, а новых рабочих мест открылось 1500. Хотя не совсем понятно, эти полторы тысячи вышли из тени, или они совсем-совсем новые? В то же время зарплата возросла на 20%. Здесь тоже возможен не реальный рост, а изъятие объема зарплат из тени. Так, на недавней пресс-конференции глава Контрольной службы президента была озвучена цифра теневой занятости – 29%.
По утверждению главы комитета, они меняют политику в области проверок – от проверок к контролю. «Если хозяйствующие субъекты предоставляют всю информацию, то необходимость в проверках отпадает, поскольку мы можем уже проконтролировать налогоплательщика», — отметил Г.Хачатрян. Параллельно он пожаловался на бизнес-среду, в которой очень мало крутится бумажек, а больше – наличности. Это не позволяет комитету выявлять теневые обороты. С этой целью прорабатываются механизмы, которые позволят увеличить официальный оборот активов.