Федерализация Азербайджана — похоже, единственный способ избежать дальнейшего роста межэтнических противоречий в этом государстве. Представители национальных движений все громче заявляют о необходимости изменения государственного устройства, требуя демократизации и соблюдения прав человека и народов. Однако в ответ слышится лишь слаженный хор возмущенных голосов, твердящих, как, например, заместитель председателя правящей партии «Ени Азербайджан» Али Ахмедов или оппозиционный политолог Зардушт Ализаде, что о федерализации не может быть и речи. Единство, с которым как власть, так и оппозиция Азербайджанской Республики отрицают такую возможность, вызывает недоумение. Трудно не заметить, что другого пути сохранения государства в рамках ныне существующих границ (Нагорный Карабах потерян для Баку безвозвратно), по всей видимости, не существует.
Вот как объяснил мотивы противников федерализации в интервью интернет-изданию «Этноглобус» руководитель бакинского центра «Ататюрк», депутат Милли Меджлиса, профессор Низами Джафаров: «Если Азербайджан станет федеративным государством, то со своей полиэтнической пестротой он не сумеет сохранить целостность даже два года». Что заставляет его думать подобным образом? «Так как уровень развития, опыт управления и другие особенности этносов не одинаковы, далее начнутся конфликты, — прогнозирует профессор Джафаров. — В результате мы потеряем свою государственность и окажемся под влиянием сопредельных стран. Федерализация приведет к грубым нарушениям прав человека, разрушениям и разбросанности. В таких условиях персоны, ранее выступающие в защиту прав малых народов, превратятся в главарей бандгруппировок».
Отповедь федерализации Низами Джафаров заканчивает парадоксальной фразой: «Это историческая практика». Однако пример Российской Федерации, США, Бельгии, Германии, Швейцарии и многих других государств свидетельствует как раз об обратном, и профессору Джафарову это прекрасно известно.
Вероятно, чтобы «не тревожить спящую (просыпающуюся) собаку», азербайджанские власти отказались от идеи изменения административно-территориального устройства страны, два года назад, казалось, уже почти обретшей плоть и кровь. Предполагалось, что 59 ныне существующих районов Азербайджана и автономная республика Нахичевань будут объединены в восемь провинций, шесть из которых (за исключением Нахичеванской и Нагорно-Карабахской) получат названия по сторонам света. Тюркское население каждой из новообразованных провинций будет существенно превышать долю представителей национальных меньшинств, которые, таким образом, попросту растворятся в море титульной нации.
Впрочем, как пояснял ранее Али Ахмедов, реформа станет возможна лишь после «восстановления территориальной целостности страны», то есть «возвращения» НКР в состав Азербайджана. Мечтать об этом абсурдно, что, видимо, и предопределило исчезновение темы со страниц печати и из общественных обсуждений.
Проект федерализации никогда не пользовался в азербайджанском политикуме особым успехом. Пожалуй, лишь в 1993 году один из тогдашних лидеров социал-демократов Рамазан Лаври в своей статье, названной «Путь выхода из кризиса — федеративный Азербайджан», предлагал признать в качестве субъектов будущей федерации Лезгистан, Талышистан, Карабах и Нахичевань. Эта мысль не нашла поддержки даже у его однопартийцев. Три года назад министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров объявил о готовности Баку предоставить Нагорному Карабаху «наивысший статус автономии», равнозначный статусу Татарстана в РФ, что, впрочем, не вызвало в Степанакерте ни малейшего энтузиазма. Этим «федерализаторские» новации азербайджанских властей и общественности практически исчерпываются.
Однако, по мнению представителей национальных меньшинств Азербайджана, отход от унитаризма — единственный вариант, способный уберечь государство от межэтнических проблем и, в перспективе — распада.
«У Азербайджана, если его руководство хочет распространения своей юрисдикции на всю территорию бывшей Азербайджанской ССР и одновременно намерено решить проблемы национальных окраин (талышского, лезгинского и аварского регионов), нет другой альтернативы, кроме как предоставить национальные автономии четырем коренным народам АР», — убежден политолог, главный редактор махачкалинской газеты «Новое дело», этнический аварец Марко Шахбанов. Азербайджан будет состоять из пяти автономий, полагает он: Армянской с центром в Степанакерте, Талышской с центром в Ленкорани, Лезгинской с центром в Кусарах и Аварской с центром в Закатале. Аналогичный статус сохранит и Нахичевань.
«Если Баку не хочет пяти автономных республик, то эти автономии можно назвать по-другому, но факт остается фактом — без федерализации Азербайджан столкнется с серьезными проблемами не только внутри страны, но и на международном уровне, — констатирует Марко Шахбанов. — Ведь народы, которые добиваются автономии, имеют за пределами Азербайджана свои государства, республики или влиятельные, многочисленные общины». В случае попыток «загасить» проблему силовым путем Баку неизбежно столкнется с проблемой территориальной целостности, считает он.
«Баку, который хочет вернуть в свой состав Карабах, дав карабахцам максимально широкие права, не может не знать, что карабахские армяне — народ, глядящий далеко вперед, — солидарен с ним доктор исторических наук Тимерлан Айтберов — Они могут быть спокойными за свое будущее в составе Азербайджана только тогда, когда будут иметь в парламенте АР легальный и реальный противовес многочисленным тюркам в лице автономий — лезгинской, талышской и аварской». Армяне могут разделять или не разделять эту точку зрения, но бакинским властям было бы логично прислушаться к этому доводу.
В современных условиях Азербайджан, где компактно проживают сотни тысяч лезгин, талышей и татов, а также около 150 тысяч аварцев, «без федерализации долго не протянет», убежден ученый. «Сколько бы пантюркисты не упирались, сколько бы они не интриговали и не устраивали провокаций, народы Азербайджана своего добьются — не мытьем, так катанием, — полагает он. — Причина, прежде всего, в том, что жить в Азербайджане рядом с азербайджанскими тюрками невозможно, даже если пляшешь под их дудку, но не желаешь при этом быть для них рабочей скотиной. Если власть в их руках, они по своей натуре просто не могут считаться с другими народами, и это — аксиома, которую знает на Кавказе любой человек».
Коренным народам Азербайджана нужно право на формирование своей (лояльной Баку) администрации, полиции, судебной системы и, что немаловажно, руководство экономикой, убежден Тимерлан Айтберов. «Автономизация для Азербайджана лучше, чем расчленение государства и, как результат, резкое сокращение его территории», — резюмирует он. С аналогичных позиций выступают и лидеры лезгинского национального движения.
«Федерализация — это гарант территориальной целостности и демократического развития Азербайджана, а унитаризм волочит Азербайджан к авторитаризму, тоталитаризму и диктатуре, о чем мы говорили еще 1993 году, — считает президент разгромленной Талыш-Муганской автономной Республики Алакрам Гумматов — Унитаризм в азербайджанском варианте, как показала практика, ведет к процветанию взяточничества и коррупции, уничтожению политических, экономических, социальных сфер в провинциях, не говоря уже об ассимиляции наций». Того же мнения придерживаются и другие талышские лидеры, причем в выступлениях некоторых из них начинают звучать призывы к созданию независимого талышского государства.
Баку отвергает идею федерализации Азербайджана, считая ее предвестником «полного распада страны». Но заметная в последние месяцы активизация национальных меньшинств убедительно доказывает, что решать их проблемы все равно придется. И если передача части полномочий на региональный уровень по-прежнему останется категорически неприемлемой для азербайджанских властей, вскоре они могут столкнуться с серьезной дестабилизацией обстановки в стране. Спасением могла бы стать политическая и экономическая интеграция Закавказья под протекторатом, «крылом» или общим руководством России, на первом этапе — на принципах ЕС.