но возможности его спасения есть
«Управление по охране и эксплуатации памятников истории и культуры, Совет министров Армянской ССР. Охраняется государством», — гласят таблички на стенах церквей одного из уникальных монастырских комплексов современной Армении – Макараванка. Насколько жива сегодня эта советская республика, настолько и охраняется комплекс. Лишь усилиями отдельных местных энтузиастов территория комплекса не заросла сорняком.
С высоты окруженного густым лесом Макараванка открывается живописный вид на ущелье Агстева и Казахский район Азербайджана. Некогда монастырь окружали хорошо укрепленные стены, а рядом раскинулись большие поселения. Очевидно, что он имел военно-стратегическое значение и прикрывал страну с севера. Древнейшее сооружение монастыря — крестово-купольная, с четырьмя приделами церковь X века. От всех прочих сооружений подобного типа ее отличает богатый резной декор. Да и все здания комплекса украшены тончайшей резьбой, что вкупе с цветовой гаммой камня придают им несвойственную другим нашим монастырям красоту. Монастырь служил источником вдохновения и для архитекторов советских времен. К примеру, узор с алтаря главной церкви Макараванка – Сурб Аствацацин – сейчас красуется на фасаде здания рынка на проспекте Маштоца.
В последний период жизни советского государства в Макараванке были проведены масштабные восстановительные работы. Здания комплекса, построенные в X-XIII вв., серьезно пострадали, не выдержав ветров времени и влажного иджеванского климата. Из основных зданий невосстановленным остался лишь купол большого притвора. Помешал развал страны. В 90-е годы был отреставрирован родник, да железными скобами были прихвачены массивные пилоны притвора, не выдерживающие тяжести объемной крыши.
Согласившийся посетить с журналистами Макараванк начальник Агентства по сохранению памятников истории и культуры Артем Григорян утверждает, что одна из причин, по которой время разрушающе действует на памятник, оползневые процессы. «В основе комплекса есть оползневые процессы. В свое время были проведены геологические исследования этих процессов, но они не были остановлены. Кроме того, камень, из которого выложены стены зданий и несущие конструкции, имеет слоистую структуру, что способствует разрушению особенно несущих конструкций и опор, которые буквально крошатся под тяжестью верхних перекрытий», — отмечает А.Григорян.
Выбор темно-розового андезита стал, пожалуй, единственной ошибкой строителей комплекса. Хотя мало кто из них предполагал вообще, что церкви простоят даже 800-1000 лет. Возможно также, что при восстановительных работах в советское время не были учтены возможности андезита, и восстановленные, надстроенные части были выполнены из базальта и тяжелых растворов. Это могло стать причиной ускорения разрушительных процессов. Сегодня крошащийся камень и оползни грозят уничтожить Макараванк, хотя при очень больших инвестициях его можно спасти.
«В любом случае, всегда есть способы спасения архитектурных сооружений. Наглядный пример – Пизанская башня. Есть возможности спасти и Макараванк, но они очень дорого будут стоить, таких средств нет ни у собственника, ни у государства», — отмечает чиновник Министерства культуры, подчеркивая роль общественности, бизнес-кругов, благотворителей.
Вардапет Торгом Тоникян, зампредводителя Тавушской епархии, отмечает, что подобные Макараванку проблемы свойственны и иным комплексам Тавушской области – Нор Варагаванку, Гошаванку. «Слава Богу, Агарцинский комплекс удостоился лучшей участи. Считаю, что восстановление наших церквей – необходимость в том плане, что у нас есть серьезная задача увеличения числа действующих церквей, где люди могут обратиться с молитвой к Всевышнему. Хочу обратить внимание и нашей паствы, которой не должна быть чужда задача спасения Макараванка. Уверен, что будущее не только Макараванка, но и других наших духовных жемчужин будет светлым», — отмечает он.
За территорией комплекса в этом году стал ухаживать житель села Ачаджур Армен Еганян. По его заверению, за два месяца, как стал посещать комплекс, излечился от астмы. «Раньше в обязательном порядке принимал лекарства. Уже месяц, как вообще не принимаю. И необходимости не чувствую», — утверждает немногословный ачаджурец.
Глава села Павел Халтахчян называет Макараванк гордостью и символом Ачаджура – самого большого села Тавушской области. «Он пока не действует в полную силу, чтобы его можно было считать духовным центром – первая литургия за последние годы здесь прозвучала в 2006 году. Но в культурном плане он представляет уникальную ценность», — говорит П.Халтахчян.
Сегодня позиция нашего государства по аналогичным с Макараванкам проблемам заключается в следующем: таких средств в госбюджете нет, но есть средства на строительство подъездным дорог. Идея в принципе спорная, но хоть как-то оправданна. Пару лет назад до Макараванка добраться было очень сложно. Туристы, чиновники, журналисты обходили монастырь стороной. Лишь паломники осмеливались забираться в горы, чтобы полюбоваться на красоту монастыря и зажечь свечу. Однако после частичной реставрации дороги сюда зачастили многие. «Мы отремонтировали одну часть дороги, остальную сделаем в будущем году, — обещает марзпет Тавушской области Армен Гуларян. – То же самое делаем и в остальных монастырях. Чтобы представить, какие необходимы средства для спасения Макараванка, отмечу, что аналогичные мероприятия в Агарцине обошлись примерно в $5 млн».
Чем больше посетителей будет в Макараванке, тем больше шансов на его спасение. Может, как Агарцин, так и Макараванк случайно посетит какой-нибудь арабский шейх. Однозначно одно: ни государству, ни церкви не решить эту проблему. А пока Макараванк одиноко со своей гордой высоты смотрит на вливающийся в Акстафское водохранилище Агстев.