Карабахский конфликт уже разрешен

flag_NKRО том, какие политические интересы преследуют мировые державы, международные  организации и сама власть государств,  председательствующих в Минской группе ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, написано в многочисленных аналитических статьях и заявлениях политических деятелей разного уровня.

Однозначно  известен и  круг экономических интересов США, РФ и европейских государств в этом регионе. Все стремятся добиться такой ситуации, которая могла бы обеспечить в регионе политическую и военную стабильность, гарантирующую окончательную безопасность энергетических коммуникаций.

Руководствуясь  именно этими целями, представители стран сопредседателей Минской группы ОБСЕ принялись за бесперспективное деяние – любой ценой добиться заключения мирного договора между Азербайджаном и Армении. Им вовсе не интересно, каким путем, ущемлением или поддержкой интересов какой стороны, с соблюдением или нарушением норм международного права будет заключен мирный договор. Им интересна лишь стабильность.

Будем объективны: государства, привлеченные в регион с миротворческой целью, вовсе не интересует и дальнейшая судьба жителей Нагорного Карабаха. Сохранится Нагорно-Карабахская Республика в качестве независимой республики, будет ли насильственно возвращен в состав Азербайджанской республики или присоединится к Армении, эта проблема для миротворцев даже не второстепенная. Она им просто не интересна. Единственная цель – это привести стороны к прочному и контролируемому соглашению, заключению долгосрочного мирного договора.

По этой причине  было бы наивно ожидать от председательствующих в Минской группе ОБСЕ государств и их представителей конкретных, действенных предложений. Трудно не заметить: на столе переговоров по сей день так и не оказались предложения, учитывающие каждый последующий шаг на пути к миру. До настоящего времени мы лишь имели удовольствие знакомиться с декларативными заявлениями, якобы исходящим из норм международного права. Вместе с тем, совершенно очевидно, что сопредседатели готовы наплевать на международное право и согласны на любой договор – даже и с вопиющими нарушениями международного права – способный обеспечить мир в беспокойном регионе.

Одним словом, в процессе разрешения карабахского узла, все заинтересованные международные структуры не видят дальше своего носа, или не желают видеть, и полностью игнорируют расчеты и прогнозы по дальнейшему развитию ситуации после заключения мирного договора. А зря, так как у заинтересованного наблюдателя возникает законный вопрос: как и каким представляют сопредседатели Минской группы ОБСЕ закавказский регион после возможного и столь желанного для них заключения армяно-азербайджанского мирного договора?

Было бы наивно надеяться, что после заключения мирного договора будут восстановлены грузоперевозки, откроются границы, начнутся культурные и спортивные контакты и взаимные посещения. Это – серьезная ошибка. Европейские структуры не оказалась по силам даже организация футбольного матча между сборными Армении и Азербайджана. Несмотря на однозначное заверение руководства Армении об обеспечении безопасности членов сборной Азербайджана, официальный Баку в проведении игры отказал. Естественно, не потому, что заботился о здоровье и жизни своих футболистов.

Не секрет, что благодаря личным инициативе и усилиям президента Азербайджанской республики Ильхама Алиеве, в этом государстве проводится широкомасштабная антиармянская пропаганда, в которую вовлечены научные, культурные, образовательные, воспитательные и другие круги. Литературой, учебниками, всеми видами искусства, средствами массовой информации армянин преподносится в качестве носителя всех мыслимых и немыслимых пороков, в результате чего в настоящее время в азербайджанском обществе укоренилось крайне враждебное отношение к армянскому народу.

Печальная действительность Азербайджана подтверждает, что для  установления не формально-договорных, а действительно мирных отношений между Азербайджаном и Арменией, необходимо длительное время, по крайней мере, смена двух поколений. Есть, конечно, и другой вариант, использование в регионе многомиллионных миротворческих войск. Но в этом случае «расходы на мир» явно превысят «доходы от энергоносителей».

Если же сопредседатели искренне полагают, что после заключения мирного договора отношения между Азербайджаном и Арменией можно оставить в нынешнем положении, то они опять ошибаются, так как им тогда обязательно понадобятся вышеупомянутые миротворцы. При любом варианте решения нагорно-карабахской проблемы, возвращение азербайджанцев в Карабах и  расширение возможностей их прямого общения с армянами, запрограммировано приведут к непредсказуемым, вернее, легко предсказуемым взрывоопасным последствиям. Население Азербайджана, которое в результате проведенной грубой и всеобщей политической пропаганды воспринимает армян как постоянных врагов, никогда не упустит удобного момента взяться за топор…

Таким образом, можно заключить: с точки зрения закавказской региональной стабильности и обеспечения полноценной безопасности энергопроводов, лучшим вариантом разрешения карабахского конфликта следует считать ныне существующую ситуацию. Звучащие время от времени отдельные выстрелы на границе между НКР и Азербайджаном, и ильхамалиевские речевые канонады не способны угрожать безопасности нефтяных и газовых трубопроводов.

Ара ГРИГОРЯН

Источник: Voskanapat.info

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.