НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ НЕСОМНЕННЫМИ ПРИОРИТЕТАМИ?

Рейтинги университетов — индикаторы будущего роста конкурентоспособности страны

Все признают, что армянские университеты и научные центры еще подчас отстают не только от мировых лидеров, но и ведущих университетов России и стран СНГ и не только по техническому оснащению. Например, в мировом рейтинге университетов Webometrics на июль 2009г. (http://www.webometrics.info) среди 6000 университетов два армянских учебных заведения. Американский университет Армении занимает 2042 место, а Российско-Армянский (Славянский) университет — 2566. В то же время в число первых 2000 университетов входят 23 турецких университета. Восемь из них входят в первую 1000, а тройка лидеров занимает соответственно 435, 510 и 630 места.

По сводному рейтингу университетов России, стран СНГ и Балтии, включающему 87 университетов (АНО НРА РейтОр, 2009), ведущий вуз Армении (Ереванский государственный университет) занимает 38 место, уступая Тамбовскому государственному университету (31 место), Казанскому государственному университету (23 место), Белгородскому государственному университету (14 место), Кубанскому государственному университету (12 место), Белорусскому государственному университету (8-9 место), Харьковскому национальному университету (10 место), Санкт-Петербургскому государственному университету (3 место).

По рейтингу АркаЛер (QI) армянских университетов (http://www.iatp.am/arcaler_scorecard/xls/aedu.htm), включающему 41 вуз, на первом месте Российско-Армянский (Славянский) университет, на втором — Ереванский государственный университет, на третьем — Государственный инженерный университет (Политехник), на четвертом — Ереванский государственный медицинский университет, на пятом — Американский университет Армении, на шестом — Европейская региональная образовательная академия. Первая пятерка вузов входит в список крупных налогоплательщиков по данным Государственной налоговой службы РА.

Ереванский государственный университет входит в список первых 100 крупных налогоплательщиков (93 место). Армянский государственный педагогический университет на 99 месте, Ереванский государственный медицинский университет на 131. Государственный инженерный университет (Политехник) на 370, Американский университет Армении на 395, а Российско-Армянский (Славянский) университет на 706.

Многие руководители, в том числе президент РФ, поддерживают идею оценки вузов через рейтинги цитируемости научных работ. Руководство Совета федерации и сенаторы ставили вопрос перед ним о том, чтобы «более активно заниматься оценкой университетов через рейтинги цитируемости соответствующих научных работ и заслуги научных работников определять по цитируемости (их трудов)». Многие думают, как эффективно тратить те небольшие деньги, которые государство все-таки выделяет на науку… Есть четкий критерий эффективности того или иного ученого – это индекс цитирования, в том числе и в международной научной литературе.

В России, например, индекс цитирования более пяти тысяч (ссылок) имеют около 80 ученых, индекс цитирования более тысячи имеют 1060 человек. Предлагают этих ученых, которые имеют имя не только в России, но и в мире, брать в качестве неких экспертов для отбора научных программ и некоторых из них напрямую финансировать. Президент России Д.Медведев на 200 процентов согласен с необходимостью использования показателя цитируемости в качестве основного критерия научных заслуг и активности ученого. «Во всем мире это единственный весомый критерий, который используется, и мы должны его в максимальной степени внедрять, но, конечно, с известными оговорками». В то же время он обратил внимание на рамки использования этого инструмента в сфере социогуманитарных наук… Гуманитарные науки все-таки в значительной мере носят национальный характер. И считать, что если, допустим, кого-то из филологов, политологов или юристов неактивно цитируют на Западе, это, стало быть, плохой показатель, это еще все-таки бабушка надвое сказала. «Но в целом как критерий оценки научных заслуг – абсолютно правильно, и нужно, чтобы наше Министерство образования уже переходило к использованию коэффициента цитирования в качестве такого показателя», – подчеркнул Д.Медведев.

Сокращать бюджет на науку и образование в Армении или повышать

Если государство в Армении откажется от некоторых бессмысленных финансовых затрат, например, на поддержку незавершенного строительства или предприятий крупного частного бизнеса, или некоторых финансовых институтов, стимулировать вложения частного капитала в границах страны, а не его отток за рубеж и одновременно направит усилия на повышение креативности, эффективности, производительности и сбалансированности государственного управления, а также качества управленческих решений и контроля за их исполнением (при которых, как показывает мировой опыт, затраты могут быть снижены до 20%), то сможет вполне более разумно расходовать деньги на науку и образование.

Например, в Российской Федерации начали системную работу по модернизации научной сферы, в том числе в рамках высшей школы. Здесь ориентируются на поддержку и консолидацию всего самого лучшего и передового. В правительстве были утверждены пятилетние программы создания 14 исследовательских университетов. Объем их финансирования — около 50 млрд рублей, и это в условиях финансового и экономического кризиса. И не менее половины из суммы будет выделено из федерального бюджета.

Кроме того, принято решение дополнительно направить в ближайшие три года еще 90 млрд рублей на поддержку ведущих университетов страны — по 30 млрд ежегодно. Эти средства пойдут на обновление исследовательской и лабораторной базы, программы научных обменов, привлечение лучших ученых, в том числе соотечественников из-за рубежа. В результате такие университеты должны занять передовые, достойные позиции в мировых образовательных и научных рейтингах, стать важным звеном национальной инновационной системы.

В России продолжаются также работы над созданием мощных конкурентоспособных исследовательских центров. Один из них — на базе Курчатовского института — недавно сформирован. В ближайшие три года дополнительно будет выделено на его развитие 10 млрд рублей. В то же время в бюджете Армении на 2010г. предусматривается снижение затрат на развитие науки и образования (более 12%, http://www.edu.am).

Сетевой открытый университет СНГ без участия Армении?

11 июня 2009г. в Москве представителями 11 вузов из России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Украины учрежден Сетевой открытый университет СНГ. Проект по его созданию был инициирован в 2008 году Российским университетом дружбы народов (РУДН) при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ. «Благодаря Сетевому открытому университету СНГ у студентов появится возможность пройти обучение как в своем вузе, так и в другом вузе – участнике проекта, и получить соответствующие дипломы о высшем образовании», – сказал пресс-секретарь Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ Александр Калугин.

Этот проект направлен на организацию и реализацию высококачественных совместных магистерских программ, укрепление международного сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации и содействие обмену аспирантами, проведение совместных научных исследований с целью подготовки кандидатских диссертаций. Основная задача проекта – развитие академической мобильности, укрепление сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования, повышение качества и привлекательности высшего образования на пространстве СНГ.

Наряду с РУДН в консорциум о создании университета вошли Белорусский государственный университет, Днепропетровский национальный университет, Донецкий национальный университет, Евразийский национальный университет, Казахский национальный университет, Киргизский национальный университет, Киргизско-Российский Славянский университет, Российско-Таджикский Славянский университет, Таджикский национальный университет, Южно-Казахстанский государственный университет.

В ноябре 2009г. к проекту «Сетевой открытый университет СНГ» присоединились Новосибирский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Московская государственная юридическая академия и Славянский университет из Молдовы. Таким образом, количество вузов, участвующих в проекте, достигло 15. Они представляют 7 стран Содружества.

Армения — участник Совета по гуманитарному сотрудничеству СНГ

Хотя Армения является государством — участником Совета по гуманитарному сотрудничеству Содружества Независимых Государств, ни один армянский университет пока не входит в состав Сетевого открытого университета СНГ. Наши соотечественники, проживающие в странах СНГ, лишаются возможности получить соответствующие дипломы о высшем образовании в Армении, а граждане Армении в свою очередь — дипломы о высшем образовании ведущих университетов России и других стран СНГ.

В то же время 24 ноября 2009г. в Ереване прошла III ежегодная конференция, посвященная повышению конкурентоспособности информационных технологий, на которой, к сожалению, в выступлениях министра экономики Армении, представителя USAID/CAPS, исполнительного директора фонда повышения национальной конкурентоспособности, генерального директора фонда «Инкубатор предприятий», директора Армянского агентства развития, представителей других организаций ни слова не было сказано о возможности и необходимости, более того о поддержке для вовлечении армянских вузов в проект «Сетевой открытый университет СНГ».

Один из наших несомненных национальных приоритетов – это наука и образование как для жителей Армении, так и для диаспоры. Для того чтобы образовательная среда Армении гармонично вошла в образовательное пространство лучших университетов СНГ, не требуется одобрение парламента или решение Конституционного суда Армении. Чего мы ждем? Деловитости и ответственности руководителей университетов и вузов республики?

Необходимость участия в проекте «Сетевой открытый университет СНГ» вытекает из современных требований глобализации, развития экономики знаний, сетевой экономики, создания инфраструктуры и условий для доступного сетевого образования в течение всей жизни. А ведь армянский народ если и не скупится на затраты, то это на образование (см. список крупных налогоплательщиков Армении). А государство?

Рост конкурентоспособности Армении, особенно в сфере информационных технологий, науки и образования, действительно зависит от компетентных руководителей, обладающих государственным мышлением, а не корпоративным, не местным — локальным, которые духовные ценности ставят выше материальных, общие – выше личных, справедливость – даже выше закона и, наконец, будущее – выше настоящего и прошлого.

Армения должна смело и как можно раньше войти в сетевое образовательное пространство СНГ, на территории которого проживает больше армян, чем в самой Армении, преследуя конечную цель сбалансированной трансформации для соответствия мировым образовательным стандартам.

Если и какие-либо инвестиции в Армении будут окупаемы в будущем, то это инвестиции в человеческий капитал, в капитал знаний, в образовательный капитал, в науку, одним словом, в интеллектуальный капитал, но не на словах, а на деле, отраженном в бюджете.

Не менее важным стратегическим приоритетом, по нашему глубокому убеждению, являются инвестиции одновременно в армянскую культуру, в возрождение уникального и богатейшего культурного наследия армянского народа, в формирование и в непрерывное воспроизводство материальных и нематериальных ценностей — особенно армянского языка, народной музыки и искусства посредством их распространения через сетевое образовательное пространство как в странах СНГ, так и всего мира.

Источник: Общественно-политическая газета «Голос Армении»

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.