Все твердят — кризис: на какую тему ни говори, всплывает тема кризиса, журналисты главным образом о нем и пишут. Даже идею планируемого где-то через 20 лет полета на Марс кризис не обошел стороной. А не коснулся он лишь производителей противогриппозных препаратов, индейцев Амазонки и… отечественной системы госзакупок.
Агентство по госзакупкам тут ни при чем, заявки представляют государственные ведомства, а Минфин в рамках законных полномочий обеспечивает их запросы. На сайте Министерства финансов и параллельно на сайте правительства (надо воздать должное политике прозрачности исполнительной власти) начали размещать те заявки, на которые тендер не объявляется, а осуществляется закупка из одного источника. В этом случае госведомство обязано мотивировать, почему ему необходимо закупить тот или иной товар или услугу именно из данного источника. В основном мотив — в сжатых сроках, поскольку организация тендера требует времени. Именно под этим соусом, когда наше государство влезает в долги, а инфляция съедает скромные доходы граждан, правительственные структуры стали предоставлять заявки на приобретение автомашин из одного источника. Вот как мотивирует срочную покупку японского авто Toyota Camry за 12 млн драмов аппарат Национального Собрания: «В результате сложившейся чрезвычайной или иной непрогнозируемой ситуации возникла необходимость в неотложной покупке, а иная схема приобретения в плане сроков невозможна, поскольку подобную закупку невозможно спрогнозировать, а также объект покупки не включен в договорной список периодических закупок». К слову сказать, это стандартный аргумент протокола о закупе из одного источника. Автомобиль понадобился для заместителя спикера.
Другая заявка отечественных законодателей о покупке автомобилей из одного источника уже оценивается в 24,6 млн драмов. Это три Toyota Corolla для заместителей начальников новоиспеченных парламентских комиссий. Мотивировка та же, но цена ниже. Вообще характеристики и цены закупаемых государством автомобилей определяются не с воздуха, а соответствующим решением правительства. Причем для чиновников каждого ранга действуют свои характеристики. К примеру, замначальника парламентской комиссии не может купить авто с двигателем, рабочий объем которого превышает 1,6 литра. Министр не может ездить на авто с объемом двигателя более 3,5 литра (объем литров двигателя влияет на расход бензина). Еще два автомобиля спикер парламента решил прикупить у компании «Муран» для своей охраны — Nissan X-Trail по 9,5 млн драмов каждая. Дело в том, что Nissan X-Trail — из класса внедорожников, которые очень дорого стоят у официального представителя Toyota в Армении — компании «Евроваген». Причем X-Trail — это джип-кроссовер, мало эффективный на бездорожье и заметно отличающийся своими характеристиками на асфальте (как раз для охранников Овика Абрамяна). Однако проблема с последней заявкой в том, что по закону государство может приобрести только автомобили производства того же года, когда представляется заявка. А джипы произведены в прошлом году. Ну не идет X-Trail, и парламент решил подсобить «Муран» в обход закона и взять две залежавшиеся машины.
Еще одним авто под конец уходящего кризисного года решилась обзавестись Генеральная прокуратура. У последней аппетиты не особо — решили взять у «Магас Инвест» Hyundai Santa Fe. Всего-то за 11 млн драмов. Это тоже «паркетный» джип, но для обслуживания личности генерального прокурора (заявка представлена с этой мотивировкой) сойдет.
От иных госструктур не хочет отставать и получающее заявки на закупку из одного источника Министерство финансов. Для четырех начальников своих управлений оно облюбовало марку Hyundai Elantra общей стоимостью 32 млн драмов. Наверное, могло быть и хуже, но закон не позволяет.
Еще одно обстоятельство, на которое невозможно не обратить внимания, листая государственные интернет-сайты, — это закупки строительно-ремонтных услуг. Сами по себе они ничего странного не содержат. Однако начало ремонта в преддверии зимы выглядит как минимум странно. А как максимум — не получится. Сами посудите, как можно капитально отремонтировать школьное здание села Мусаелян (Ашоцк) в декабре, когда там зима наступает в октябре? А ведь не косметический ремонт, а на 48 млн драмов! В заявке, представленной администрацией Ширакской области, отмечено: «Высококачественное гажевое покрытие стен — 711 кв. метров на сумму 1,77 млн драмов». Не то что высококачественного, но и любого другого покрытия стен в такой мороз в Ашоцке не получится. Гажа растрескается с первым весенним теплом, когда начнет высыхать, а работы предусмотрены с ноября по декабрь этого года. В будущем году возникнет потребность в новом ремонте, хотя бы растрескавшейся гажи. Проводить ремонт в декабре — абсурд. Разве что можно потратить миллионы драмов на дополнительный обогрев помещений, чтобы стройматериал начал «работать». Предположим, что Ширакский марзпетаран об элементарных вещах в области строительства не в курсе, но о них обязано знать Министерство градостроительства. Знает, но представляет заявки на покупку из одного источника услуг для зимнего ремонта зданий школ в Дилижане, Горисе и других населенных пунктах. К примеру, ремонт школы N4 Дилижана решено доверить «одному источнику» — ОАО «Дилижаншин». Последнее до Нового года обязуется умудриться в том числе снять старую гажу со стен и потолка и заново затереть их. Не высохнет новая гажа в дилижанском сыром климате до мая будущего года. А после этого станет непригодной. Конечно, если не останется на бумаге.
Понятно, что в течение кризисного года госбюджетных денег на предусмотренные тем же госбюджетом расходы не было. Появились деньги к концу года. Но зачем бросать их на ветер? Эти авто и ремонты предусмотрены по закону (в госбюджете на 2009 год), и заявки на приобретение из одного источника, за небольшим исключением, составлены согласно букве закона. Но все дело в том, что наши госструктуры в упор не хотят видеть прохудившийся госбюджет (хотя тыкают им по любому поводу). Бросаясь засучив рукава покупать, хоть и предусмотренные по закону, автомобили, ремонтируя в декабре (по закону) школы, государственные ведомства ни на йоту не задумываются о нашем благосостоянии, о выплаченных теми же чиновниками налогах. Подписавшие эти заявки высокопоставленные чиновники — генеральный прокурор, министр финансов, министр градостроительства, руководитель аппарата парламента, марзпет Ширакской области — бросают деньги на ветер, поскольку никакого рационального зерна в их заявках нет. А эта «высокопоставленная» безответственность порождает большую безответственность в чиновничьих рядах пониже рангом.