Настоящее дело

Армения неуклонно скатывается к позиции регионального слабака

Государству, которое провозглашает курс на формирование новой экономики, давно пора создавать необходимые для динамичного развития хай-тек и инновационной экономики рыночные инфраструктуры, посылать соответствующие сигналы об этом. Но если государство до сих пор что-то и «посылало», то… сам сектор высоких технологий и инноваций. Между тем у Армении в долгосрочной перспективе иной альтернативы развития попросту не существует…

Понятно и не особенно сведущему, что создание наукоемкой экономики, проведение высокотехнологичных и инновационных разработок, на основе которых и производится конечный продукт с высокой добавленной стоимостью, требуют от государства стимулов и льгот, понимания и поддержки, ведь дело это быстрого возмещения затрат не обещает. Более того, считанное число инновационных компаний Армении перманентно нуждается в серьезных оборотных средствах, но и тут до государства, кричи-не кричи, не достучишься.

К примеру, своеобразным, но вполне красноречивым ответом исполнительной власти на все вопросы по поводу формирования экономики нового типа является выставленный на сайте правительства список из двух дюжин компаний, которым государство в период кризиса оказало ту или иную поддержку. Взглянув на «номинантов», приходишь к однозначному выводу: в ряду антикризисных мероприятий правительства места для поддержки высокотехнологичного, инновационного частного сектора, как правило, не находится. Если, конечно, не относить к нему с большой натяжкой пару попавших в указанный перечень ИТ-компаний…

Между тем Армения вполне в состоянии в этом плане занять в регионе передовые позиции, предлагая качественный высокотехнологичный продукт. Задача эта сложная, но вполне решаемая. Тем более что в республике еще остаются промышленники и предприниматели, привыкшие думать на много лет вперед, а не как очень и очень многие армянские, с позволения сказать, бизнесмены, не видящие дальше собственного носа. Но государство в этом плане почему-то до сих пор не озаботилось. И если продолжать в том же духе, Армения окончательно утратит все свои конкурентные преимущества.

Два последних международных исследования свидетельствуют об ослаблении позиций нашей республики в региональном масштабе. Так, согласно опубликованному Всемирным экономическим форумом в первой декаде сентября с.г. «Отчету по глобальной конкурентоспособности» 2009-2010 гг., Армения, как и в предыдущем аналогичном отчете, заняла по уровню конкурентоспособности 97-е место, уступив как Азербайджану (51-е место), так и Грузии (90-е место). Та же ситуация зафиксирована в свежем ежегодном докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса 2010″ (Doing Business 2010), где Армения по индексу легкости ведения бизнеса хотя и улучшила на 7 пунктов свою позицию, заняв среди 183 стран 43-е место, однако опять же уступила своим ближайшим соседям — Азербайджану (38-е место) и Грузии (11-е место). Понятно, что противопоставить углеводородному сырью Азербайджана и коммуникационным развязкам Грузии Армения может только специальные высокотехнологичные разработки, инновационные продукты.

Промышленная политика, промышленный шпионаж — эти понятия существуют ведь не только в книжках и кинофильмах: в мире высоких технологий и жесточайшей конкуренции это — повседневная реальность, но в правительстве вряд ли можно найти хоть одного опытного промышленника, чтобы обсуждать с ним вопросы подобного уровня. Между тем международные донорские организации сразу же опускают шлагбаум в получении кредитов, как только речь заходит, к примеру, о производстве технологического оборудования в серьезных объемах. Такое происходило не раз и не два, так что случайностью такую политику вряд ли назовешь.

Пока наше правительство лениво почесывается, безнадежно устаревает и имеющееся в республике оборудование для производства высокотехнологичной продукции, ведь в этом секторе развитие и обновление происходят с ужасающей быстротой. Между тем, среагируй в свое время правительство на различные инновационные предложения со стороны частного сектора, и сегодня эти грандиозные проекты уже были бы реальностью. Особенно обидно, что в Армении, где собственно и были разработаны некоторые подобные инновационные технологии, их не внедряют. То есть их сегодня можно встретить в самых различных уголках мира, но только не в самой Армении. Это больше, чем парадокс — это глупость и недальновидность наших правителей, идущих в лучшем случае на финансовую поддержку тех отраслей, которые им более или менее понятны, но, как черт ладана, боящихся чуть глубже «сунуть нос» в сферу, понимание которой доступно далеко не каждому.

Но правительству и не надо особо вникать в нюансы, доступные лишь высококвалифицированному «узкому» специалисту: достаточно ухватить общую идею и дать, наконец, старт функционированию в стране рисковых (венчурных) фондов, из которых по всему миру и финансируются такого рода проекты. Даже в такой развитой стране, как США, сектор высоких технологий и инноваций удалось поставить на ноги только с задействованием инвестиционных и венчурных фондов. Кстати, по статистике из каждых 10 венчурных проектов оправдывается лишь один…

На практике в этом отношении мы продолжаем иметь… сплошные разговоры и бесконечные консультации. Только совсем недавно российская компания Sitronics объявила о своем намерении совместно с правительством Армении создать в республике венчурный фонд со смешанным (государственный и частный) капиталом в размере $40 млн. Интересно, что сперва ответственные лица заявляли, что фонд будет заниматься финансированием проектов лишь на стадии готовых бизнес-планов, но в дальнейшем «тосты подорожали» — и сегодня говорится также о создании спецфонда по развитию задумок самого начального уровня.

Еще раньше (в феврале этого года) было объявлено о создании венчурного фонда для кредитования агробизнеса в размере $7,3 млн. Правда, тут государство и вовсе ни при чем, так как этот фонд будет целиком финансироваться со стороны IFAD (Международный фонд сельскохозяйственного развития), который предоставит правительству РА льготный кредит на 40 лет с отсрочкой платежей в первые 10 лет, под 0,75% годовых. Среди инструментов названного венчурного фонда присутствуют как вхождение в акционерный капитал агропредприятий в размере до $0,5 млн, так и предоставление фермерам кредитов и микрокредитов по ставкам «на несколько процентов ниже рыночных».

Для нас образцовым примером может служить опыт Китая, где даже собственно процесс индустриализации страны еще не завершен. Начав с массового производства недорогих потребительских товаров, Китай внутри этой традиционной экономики постепенно формировал кластеры высокотехнологичного производства, основанного на инновациях и узнаваемых брендах. И с каждым годом доля этой новой для КНР экономики растет, а китайские инновационные компании, их товары и услуги становятся все заметнее за пределами страны. А это и есть настоящее дело — то, что сформирует новый облик экономики страны. И пора за это браться всерьез…

Источник: Общественно-политическая газета «Голос Армении»

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.