Как-то уже приходилось писать об османских планах нынешнего амбициозного премьера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, заявившего недавно о своем намерении вернуть Турции величие былой империи. Конечно, подобные заявления можно расценить просто как популистскую риторику, направленную исключительно на воодушевление интеллектуально не особо озабоченных слоев электората.
Но вот какую любопытную «подробность» распространили на днях информационные агентства. Оказывается, в новом учебном году школьники Турции получили от своего родного Министерства образования новые учебники и CD. И вот то ли по очередной случайности, то ли в честь османских планов Эрдогана, то ли в честь грядущего подписания всем уже порядком надоевших армяно-турецких Протоколов в этих учебниках и CD политическая карта Турции расширилась, полностью или частично поглотив ряд соседних стран и территорий.
СРЕДИ ПОЛНОСТЬЮ «ВОШЕДШИХ В СОСТАВ» ТУРЦИИ СТРАН, разумеется, Армения и турецкая часть Кипра. Но этим дело не ограничилось. Турецкие школьники будут приобретать знания по учебным пособиям, согласно которым в состав Турции также входят часть нынешней Грузии (Аджария), нынешнего Азербайджана (Нахиджеван) и нынешнего Ирака (Мосул и Киркук). Удивительно, что турецкие авторы нового учебного пособия ограничились только этим и не добрались до туркменских и уйгурских территорий.
Говорят, что официальные лица Турции назвали случившееся недоразумением. Ну а что им еще оставалось делать, когда информация уже распространилась по всему миру… Что им еще оставалось делать на фоне разговоров о возможном членстве Турции в Европейском Союзе, на фоне заявлений главы МИД Турции, что его страна руководствуется девизом «ноль проблем» с соседями.
НОВЫЕ ТУРЕЦКИЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДАЮТ ПРЕКРАСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о том, как выглядит «ноль проблем» на практике. Тем более что, кроме заявлений о недоразумении, никаких разъяснений дано не было. И трудно понять, являются ли подготовка и распространение данной карты плодом больного воображения автора пособия, очередной турецкой провокацией в преддверии подписания Протоколов или стратегическим планом турецкого Генштаба по оккупации соседних государств и территорий.
Напомним, что, как недавно заявил заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Филипп Гордон, в правительствах обеих стран есть люди, которые критически относятся к процессу армяно-турецкого диалога. Честно говоря, не знаем, о каком чиновнике идет речь касательно армянского правительства, но с турецким все предельно ясно. Отсчет таких чиновников надо вести с главной фигуры сегодняшней Турции — премьер-министра страны Реджепа Тайипа Эрдогана, который, вопреки позиции международных структур, тех же представляемых Гордоном США, всячески стремится привязать армяно-турецкий диалог к карабахскому урегулированию либо сорвать процесс вообще.
И пресловутые школьные пособия, может, появились просто потому, что турецкий премьер поделился с автором учебника своими ближайшими планами на пути возвращения Турции былого османского величия.
P.S. На состоявшейся на днях встрече президента Армении с расширенным составом Общественного совета его председатель Вазген Манукян фактически признал, что именно по настоянию турецкой стороны в Протоколах оказался пункт о создании «научной подкомиссии». При этом, согласно Манукяну (не стал этого отрицать и президент, который отметил, что, если бы турки были уверены, что, признав Геноцид, «уничтожат» армянские общины, они бы сделали это), турецкая сторона преследовала не только цель утихомирить внутренние страсти, но и решала более конкретные задачи: замедлить процесс международного признания Геноцида армян и вбить клин в отношения Армения — Диаспора. То есть решить несколько конкретных тактических задач на пути реализации «карты Эрдогана».
Трудно не согласиться с президентом Армении, когда он говорит о том, что «нет в мире такого компьютера, который сумел бы рассчитать все последствия установления армяно-турецких отношений», и о том, что так «жить дальше нельзя, мы должны разговаривать». Но проблема в том, что важно не только то, о чем говоришь, но и с кем говоришь, проблема в том, что даже не самые продвинутые компьютеры согласились бы: позиция Эрдогана пользуется поддержкой очень значительной части турецкого общества.