Некий Акпер Гасанов, возомнивший себя аналитиком, выступил с очередной статьей. В чем заключается цель автора? «Доказать, что армяне чувствуют к Турции и туркам наследственную ненависть, хотят за счет земель Турции и Азербайджана создать Великую Армению, и пытаются достичь этого путем терроризма».
Гасанов перечисляет «жертв армянского терроризма»: бывший премьер-министр Азербайджанской демократической республики Фатали хан Хойский, бывший министр внутренних войск Турции Талеат-паша, бывший Великий везирь Турции, премьер-министр Саид Галим-паша, бывший валли Трабзона Джемаль Азни и основатель комитета «Ташкилет махсуси» Бехаеддин Шакир, бывший министр внутренних дел АДР Бейбут хан Джеваншир, бывший министр военно-воздушных сил Турции Джемал-паша.
При желании, Гасанов мог бы добавить также имя Энвера, который тоже пал от руки армянина, но не делает этого, поскольку Энвер был убит как главарь контрреволюционной басмаческой банды, а в таком случае, вся выстроенная «теория» автора пошла бы насмарку. Ведь он представляет вышеупомянутых лиц, как невинных агнцев, ставших «жертвами армянского терроризма».
Конечно же, он прекрасно знает, что бывшие члены правительства младотурок и основатель комитета «Ташкилет махсуси» были не «жертвами антитюркизма», а организаторами Геноцида армян, за что и были наказаны армянскими мстителями. А мщения не было бы, не соверши они тяжелейшее преступление перед армянством и человечеством, в целом. И необходимость в национальном отмщении не возникла бы, если бы преступники-младотурки понесли бы наказание в своей стране и по законам своей страны. Этого не было сделано. Более того, им удалось избежать Константинопольского военного трибунала и получить убежище за рубежом. Гасанов отмечает, где были убиты преступники-младотурки: в Берлине, Тифлисе, Риме… А что они делали в этих городах? Почему они покинули родину? Бежали, поскольку не могли там жить, поскольку их преследовал трибунал.
Наказание военного преступника – вовсе не терроризм, а выполнение человеческого долга перед правосудием.
А то, что этот долг должны были отдать люди, пережившие Геноцид, чьи родные стали жертвами преступных деяний правительства младотурков, было столь же естественно, как и то, что премьер-министр Азербайджанской «демократической» республики Фатали хан Хойский и министр внутренних дел Бейбут хан Джеваншир должны были ответить за бойни, организованные в сентябре 1918 года в Баку и в 1920 году в Шуши. Кому еще должно было мстить армянство, если не организаторам Геноцида. Тем более, что, повторяем, им удалось избежать правосудия.
Гасанов делает подленький намек, связывая месть в начале века с «геноцидом Ходжалу». В таком случае, автору остается только посоветовать, чтобы он потребовал объяснений у властей своей страны: если все так ясно и однозначно, то почему парламентская комиссия, созданная в связи с событиями в Ходжалу вот уже 18 лет молчит и не публикует имеющиеся у нее материалы? А если вдруг выяснится, что мирных жителей Ходжалу зверски расстреляли под Агдамом сами азербайджанцы? А если… Подобный робкий вопрос осмелился задать журналист Эйнулла Фатуллаев, и теперь он находится в тюрьме. И еще долго просидит, поскольку в Азербайджане даже полуправда карается лишением свободы.
Что касается разглагольствований Гасанова о «создании Великой Армении», но не излишне обратить его внимание на то, что буквально несколько дней назад руководитель администрации президента Рамиз Мехтиев говорил о «территориальных потерях» своей страны, указав на то, что у Азербайджана «19 тыс. кв.км земель в Армении и 9 тысяч – в Грузии». Не говоря уже о том, что в Баку неусыпно мечтают об «объединении двух Азербайджанов», претендуя на северные провинции Ирана.
Ваграм Атанесян