После перезахоронения останков 26 бакинских комиссаров в январе минувшего года в Азербайджане долго думали над тем, какую же глупость нужно выдумать, дабы вновь перевернуть все верх дном и представить события 1918 года в искаженном виде. Это не удивительно: как мог «древний» азербайджанский народ, подкармливаемый годами антиармянской пропагандой, смириться с тем, что Бакинской коммуной руководил армянин!
В течение всех постсоветских лет азербайджанская государственно-пропагандистская машина по указке бывшего персека местной Компартии Гейдара Алиева, а затем его сына Ильхама уже успела сочинить целую небылицу о «геноциде» азербайджанцев, совершенном Бакинской коммуной (конечно, здесь речь идет о подавлении восстания мусаватистов, сопровождавшегося погромами армянского населения Баку). Неуемное желание властей Азербайджана «заработать» для своей титульной нации хоть какой-то «геноцид» привело к тому, что «мирный» Баку обстреляли «дашнакско-большевистские» корабли. Ничего не скажешь: связать вместе таких политических антагонистов как АРФ Дашнакцутюн и большевиков могли только современные азербайджанские идеологи.
Варварское же уничтожение братской могилы 26 бакинских комиссаров в одном из центральных парков Баку и их перезахоронение на окраине города послужили поводом для новых спекуляций азербайджанских пропагандистов относительно событий 1918 года. Главную же роль в организации компании клеветы власти страны, как и ожидалось, отвели Институту истории Национальной академии наук и ее руководителю Ягубу Махмудову. Более удачной кандидатуры для этого найти было трудно: Махмудов, полтора десятилетия покорно обслуживающий алиевский клан и называющий себя «ученым», выпустил огромное количество книг, «доказывающих», что Ереван был азербайджанским городом, армяне устроили несколько «геноцидов» азербайджанцев, а вот не существовавший Азербайджан играл огромную роль в интриге отношений между Цезарем и Клеопатрой. Такой человек и возглавляемый им «институт», естественно, с любовью взяли на себя обязанность выдумать несколько небылиц про историю Бакинской коммуны.
Первое, что было сделано – заявление об обнаружении останков 23-х, а не 26-ти комиссаров. После этого бакинские историки долго думали и «доказали»: среди останков нет захоронений, принадлежащих Шаумяну, Амиряну и Авакяну. Конечно, Махмудов на пресс-конференции признался, что никакого анализа ДНК проведено не было, так как это весьма дорогостоящее мероприятие, однако для азербайджанских журналистов данное обстоятельство является слишком несерьезной мелочью: важно преподнести бред главного «историка» страны как очередное разоблачение происков армян.
Но россказней о 23-х захоронениях вместо 26-ти азербайджанскому агитпропу оказалось недостаточно, и сразу же всплыл «документ», якобы опровергающий факт расстрела Степана Шаумяна вместе с остальными комиссарами. «Эта телеграмма касается вопроса расстрела Степана Шаумяна. 26 комиссаров были расстреляны 20 сентября 1918 года. В телеграмме же указано, что в течение 10 дней после этой даты в Красноводске Степану Шаумяну и Анастасу Микояну выдавали сухой паек. Как в таком случае мог быть расстрелян Шаумян?», — в истерике стал задаваться вопросом Махмудов. Только вот все люди, обладающие хотя бы средними умственными способностями, сразу поняли: ну, допустим, в туркменском Красноводске после расстрела еще в течение десяти дней на имя Шаумяна выписывался сухой паек, который в голодные годы немедленно присваивался кем-то из руководства тюрьмы или хотя бы его сотрудников среднего звена, причем же тут реальная дата расстрела Шаумяна?
Но и это еще не все: директор Института истории НАН Азербайджана «обнаружил» еще несколько писем, якобы свидетельствующих о том, что ближайший соратник Ленина, «кавказский Ленин», как тогда его называли, Степан Шаумян был членом АРФ Дашнакцутюн, с которой крайне враждебные отношения были не только у всех большевиков, но и нынешних коммунистов. Конечно, каких-либо доказательств приведено не было, но картина получилась трагикомичная: руководитель Великой Октябрьской социалистической революции послал в Баку своего близкого соратника, который оказался дашнаком, устраивать «геноцид» азербайджанцев. Да, уж что – что, но только азербайджанские историки могли сделать из Ленина проводника националистической политики, точно так же как из заядлого большевика Шаумяна – члена АРФ Дашнакцутюн. Дополнительные комментарии здесь, действительно, излишни…
Иван Гарибян