На себестоимость импортируемой из России пшеницы влияют высокие транспортные расходы. Такое мнение высказал в беседе с корреспондентом NEWS.am генеральный директор одного из крупнейших армянских зернотрейдеров – ООО «Манана Грейн» — Гурген Никогосян. По его словам, перевозка пшеницы грузовым судном из российских черноморских портов в Поти подорожала почти вдвое по сравнению с прошлым годом. «Если в 2010 г. стоимость перевозки составляла 17 – 20 долларов за тонну, то теперь тариф повысился до 39 – 40 долларов», – отметил Г. Никогосян. По его словам, повысились и транспортные расходы на территории Грузии. «Ранее разгрузить и отправить пшеницу поездом до границы с Арменией стоило в сумме $38 – 39, теперь – чуть больше $45 за тонну», – добавил он. Подняли тарифы и российские порты: в Азове и Ейске тариф за перевалку на грузовое судно повысился с 10 до 19 долларов за тонну. «Пшеницу мы закупаем на условиях FOB, на борту судна, однако перевалка так или иначе повышает ее себестоимость», – отметил Г. Никогосян.
Представители другого крупного зернотрейдера, ООО «Алекс Григ», воздержались от комментариев по текущему состоянию рынка.
Отметим, высокие транспортные расходы могли быть усугублены сложностями с логистикой внутри России. По сообщению ряда российских СМИ, в конце августа – начале сентября избыток пшеницы внутри страны привел к сложностям в ее экспорте, из-за ограниченной пропускной способности железнодорожной и портовой инфраструктуры.
Как отметил в комментарии NEWS.am начальник отдела маркетинга департамента анализа стратегических рынков российской транспортной компании «Русагротранс» Игорь Павенский, возможности российской портовой и железнодорожной инфраструктуры увеличились за счет наращивания отгрузки в глубоководных черноморских портах, в частности, Новороссийске и Туапсе, а также существенного роста отгрузки в азовских портах. Экспорт российской пшеницы ведется также через порты Украины и Прибалтики. В этих обстоятельствах, считает эксперт, ожидать существенного падения экспортной цены на российскую пшеницу не стоит. В 10-х числах сентября, отметил он, средняя цена пшеницы 4 класса на условиях FOB (на борту судна) в российских черноморских портах составляла около $285/т.
Объем экспорта пшеницы из РФ в августе 2011 г., отметил он, стал историческим рекордом последних нескольких лет, составив 3,2 млн т. «Близкий объем – 3,19 млн т – был достигнут в октябре 2007 г., но тогда более 0,5 млн. т составлял транзит из Украины и других стран, который был в августе незначителен», — отметил И. Павенский.
По его оценке, ожидаемый экспорт российской пшеницы и муки в 2011 – 12 маркетинговом году (июль 2011 – июль 2012 г.) составит порядка 18,5 млн. т.
Как отметил в комментарии корреспонденту NEWS.am вице-президент по анализу одной из крупнейших брокерских фирм США R.J. O’Brien & Associates Ричард Фелтс, транспортные задержки начались в одном из портов в середине августа. «В настоящее время, по сообщениям, задержки разгружаются. Руководство железных дорог замедлило железнодорожные перевозки с целью предупреждения заторов», – заявил Р. Фелтс.
Экспортеры, считает он, проявят осторожность в начислении платы за простой грузовым кораблям, так как последние могут в этом случае воспользоваться услугами других портов. Кроме того, экспортные компании России могут придержать зерно, заключая контракты на более длительные сроки. «Временные транспортные задержки в одном из черноморских портов не станут существенным препятствием для зерновой торговли вне районов с затрудненной коммуникацией», – считает Р. Фелтс.
Что касается урожая, то, по его мнению, прогноз USDA об экспорте российской пшеницы нового урожая в 16 миллионов метрических тонн (по сравнению с 4 млн. в прошлом году) пока можно считать реальным, если не заниженным.
Напомним, как отметил 23 сентября первый вице-премьер правительства России Виктор Зубков, в 2011-12 маркетинговом году (июль 2011 – июнь 2012) Россия может экспортировать до 23 млн. т зерновых. По последнему прогнозу замминистра сельского хозяйства РФ Ильи Шестакова, урожай зерновых в 2011 г. прогнозируется на уровне 90 млн. т.
С целью стимулировать экспорт зерна, правительство России обсуждает возможность льготных железнодорожных тарифов на экспорт зерна, вместо товарных интервенций на рынке. На экспортные перевозки зерна из Сибирского федерального округа и Курганской области Уральского ФО, дальностью свыше 1,1 тыс. км, планируется установить двойной понижающий коэффициент к тарифу на перевозку. Решение, отметил В. Зубков, планируется принять в начале следующей недели.
Как отметил Г. Никогосян, в первых числах сентября цены на пшеницу восстановились после августовского снижения (до 220 долларов за тонну) и достигли уровня $250 – 270/т. В настоящее время, добавил он, пшеницу у российских экспортеров выгоднее покупать на спотовых условиях. «Фьючерсы заключать в принципе можно, но их сторонятся и закупщик, и продавец, из-за нестабильной цены», – отметил Г. Никогосян. Из-за колебаний цен до и после отмены эмбарго, в настоящее время цена на муку внутри Армении не соответствует себестоимости пшеницы. Если в начале года стоимость 50-килограммового мешка муки высшего сорта составляла $32, или 11 840 драмов, то в настоящее время она снизилась до 9926 драмов. «Такой уровень определенно не соответствует себестоимости импортируемой сегодня пшеницы», – добавил он.
Цены удерживает на низком уровне конкуренция на рынке, считает Г. Никогосян – добавив, правда, что одним из проявлений конкуренции может стать и демпинг. «Демпинг начался с отмены эмбарго, однако в той или иной степени присутствовал всегда. Что же, конкуренция рождает и определенные противоречия на рынке», – заявил Г. Никогосян. Он предпочел не комментировать причины демпинга, не ответив на вопрос, ввез ли какой-либо импортер в Армению большие партии пшеницы, чтобы сбить ее цену.
Арам Гарегинян