В Армении бытует пословица: каким будет новогодний стол, таковым будет и весь предстоящий год. К сожалению, на востребованные к этому столу продукты питания цены неуклонно, буквально каждый Божий день, повышаются… Не внушают оптимизма рядовым гражданам и сообщения о том, что в будущем году будут повышены тарифы на важнейшие энергоносители – природный газ и электроэнергию.
Напомним, что с 1 апреля текущего года тариф природного газа для рядовых абонентов компании «АрмРосгазпром» уже был повышен — с 96 драмов (здесь, и далее, включая НДС) за 1 кубический метр до 132 драмов, или же на 37,5%.
Для абонентов же, потребляющих более 10 тыс. кубических метров газа в месяц, тариф был повышен с $215 до $243,13 за один кубический метр газа. Причем «драмовый» эквивалент «долларовой» цены должен ежемесячно определяться на основе официального курса драма по отношению к доллару США. То есть, чем выше курс доллара, тем больше величина реального тарифа. Так что процентный рост «долларового» тарифа (почти на 13,1%) не совсем точно выражает реальную стоимость природного газа для этой категории абонентов.
Тариф на электроэнергию был повышен с 1 апреля прошлого года. Плата за 1 кВт/час была утверждена: для дневных часов (с 7:00 до 23:00 часов) в размере 30 драмов, а для «ночного» времени – 20 драмов. Напомним, что до этого действующие тарифы составляли соответственно 25 драмов и 15 драмов за 1 кВт/час электроэнергии, то есть дневной тариф возрос на 20%, а ночной – на 33,3%.
Заметим, что подобные проценты роста, как природного газа, так и электроэнергии вызвали бы грандиозный скандал в цивилизованных странах. Однако наша Комиссия по регулированию общественных услуг со спокойной совестью утвердила оные, как впрочем, всегда давала «добро» и на другие, не менее скандальные тарифы.
Непосредственной причиной для повышения внутренних тарифов послужил факт подорожания российского газа, с $154 до $180 за 1 тыс. кубических метров (рост на 16,9%). К этой объективной причине ЗАО «АрмРосгазпром» не преминул добавить и другие, уже местного характера. Мол, дела компании плохи, доллар подорожал, к тому же надо окупать инвестиции, да и объем потребления газа в Армении сократился…
Абсурд в том, что повышая цену, трудно ожидать последующего роста физического объема потребления. Платить-то потребители будут больше, однако постараются экономнее расходовать газ. Тем более, что опыт уже имеется. Уже появились сообщения о том, что многие граждане предпочитают отапливать свои жилища допотопными дровяными печками. Хотя ранее, когда тариф был сравнительно низкий, в массовом порядке и обзавелись современными газовыми котлами и каминами…
Не выдерживает критики и другой «аргумент» компании, об окупаемости инвестиций. На конкурентном рынке любая компания, которая вздумала бы посредством резкого повышения цен оперативно возвратить свои инвестиции, прогорела бы в одночасье. В сфере же естественных монополий данную регулирующую функцию рынка должно было заменить решение вышеупомянутой Комиссии. Но такого решения, как и следовало ожидать, не последовало…
Самое главное же заключается в следующем. В свое время Армения и Россия договорились о поэтапном повышении цены на природный газ, с тем, чтобы выйти на международные цены. Так что при очередном повышении оптовой цены заранее вздутый внутренний тариф станет своего рода трамплином для его фантастического взлета.
Недавно российский концерн «Газпром» обнародовал принципы ценообразования на газ для стран Прибалтики, а также Беларуси. Относительно прибалтийских государств все ясно, они подпадают под общую «газовую» политику России по отношению к странам Евросоюза. Для Армении же, стратегического партнера России, особый интерес представляют нюансы политики ее мощной компании в отношении другой «братской» республики, Беларуси.
Уже озвучено заявление представителя ОАО «Газпром» о том, что для Беларуси в качестве базовой будет браться среднеевропейская цена на газ, с вычетом таможенных пошлин и стоимости транзита. Но в 2011 году стоимость российского газа для Беларуси не будет снижаться и составит $230 за 1 тыс. кубических метров. Лишь в 2012 году, как предполагается, с цены могут быть вычтены таможенные пошлины и расходы на транзит, составляющие примерно $30.
То есть фактическая цена российского газа для Беларуси через год может снизиться до $200 за 1 тыс. кубических метров. Как можно полагать, о такой минимальной цене нам остается лишь мечтать… Однако, каковой ни была грядущая цена газа, важнейшего ценообразующего товара, рост его тарифа спровоцирует очередной виток инфляции в Армении. Сия угроза усугубляется вполне возможным повышением цены на альтернативный природному газу энергоноситель – электроэнергию.
Если суммировать расходы всех абонентов на электроэнергию и природный газ, то представляется следующая картина. В итоговой сумме расходы на электроэнергию занимают долю, с плюсами да минусами в несколько процентов, около 80%, остальная же часть приходится на природный газ. В январе-октябре текущего года, к примеру, доля природного газа составила 17,7%.
В общем объеме выработанной всеми генерирующими станциями электроэнергии удельный вес теплоэлектростанций (ТЭС) составляет менее одной трети. Интересно отметить, что в прошлом году на долю ТЭС пришлось 19,9% от общего объема выработанной в стране электроэнергии, против 30% предыдущего года.
Но электроэнергия, вырабатываемая ТЭС, обходится дороже, чем другими крупными генерирующими станциями. Для сравнения приведем установленные в свое время Комиссией по регулированию общественных услуг закупочные цены. Последние по Армянской АЭС составили всего лишь 4,5 драма 1 кВт/час электроэнергии, по ГЭС — 1,2 драма. А вот по Разданской ТЭС закупочные цены вырабатываемой ею электроэнергии достигали аж 32 драмов.
В текущем году доля ТЭЦ в общем объеме выработанной в стране электроэнергии несколько снизилась – с 18,2% в январе-октябре до 19,0% аналогичного периода прошлого года. Одновременный рост доли более дешевой электроэнергии гидроэлектростанций (ГЭС) позволил удержать розничный тариф на прежнем уровне, несмотря на подорожание российского природного газа. Однако использование мощностей крупнейших ГЭС, входящих в состав Севано-Разданского каскада, объективно ограничивается серьезной проблемой сохранения уровня воды на уникальном озере Севан.
Проблемой подорожания топлива (природного газа) для собственно ТЭС вопрос с розничным тарифом электроэнергии не ограничивается. Необходимо учесть общую инфляцию (в январе-ноябре — 108,1%), которая, несомненно, приводит к росту издержек производства как для генерирующих электроэнергию станций, так и распределительной сети.
Учтем, что в условиях указанной инфляции у компаний возникает также проблема компенсации заработной платы наемного персонала, что, в свою очередь, повлечет за собой и рост величины уплачиваемого работодателями социального налога. Примем во внимание тот факт, что ЗАО «Электрические сети Армении» является крупнейшим работодателем в негосударственном секторе, с персоналом в 7,6 тыс. человек. В списке крупнейших работодателей фигурирует также Армянская АЭС, с персоналом в 1,8 тыс. человек.
Итак, буквально через четыре месяца, с 1 апреля, тариф на природный газ будет повышен, а там настанет очередь и тарифа на электроэнергию. Но семейные бюджеты многих домохозяйств, а также финансовые средства малого и среднего бизнеса отнюдь не безразмерные. Им остается на выбор два варианта: или платить больше, по новому тарифу, или же постараться сохранить расходы на прежнем уровне, за счет жесткой экономии подорожавшего газа. Оба варианта, конечно, из числа не самых приятных. Но другого выхода нет.
В текущем году, впервые за долгий период, динамика продажи товаров стала проявлять ярко выраженную тенденцию к замедлению. В январе-ноябре темп прироста физического объема розничного объема розничного товарооборота составил всего лишь 0,5%, что, с учетом низкого уровня потребления товаров в республике в целом, можно классифицировать как регресс.
С учетом заметного роста объема услуг (на 6,6% в указанном периоде) и структурных сдвигов в этом показателе можно сделать неутешительный вывод об углубившемся расколе общества по уровню денежных доходов. Еще в прошлом году было впервые зафиксировано повышение уровня бедности в Армении, под влиянием последствий глобального экономического кризиса: уровень бедности возрос до 34,1%, против 27,6% предыдущего года.
Знаменательно, что в указанном году общему процессу расширения бедности в стране не помешали ни заметный рост величины среднемесячной номинальной заработной платы (на 9,8%), ни сравнительно низкая инфляция (3,4%). Скорее всего, снижению уровня жизни многих домохозяйств поспособствовало, наряду с другими причинами, сокращение денежной помощи из-за рубежа.
В прошлом году, по сравнению с предыдущим годом, объем денежных переводов некоммерческого характера, полученных физическими лицами через банковскую систему Армении, составив $1,1 млрд., сократился на 31,3%. Как следует полагать, порядком иссяк и приток трансфертов, полученных многими семьями в обход банков.
Хотя за прошедшие месяцы текущего года приток трансфертов некоммерческого характера возрос (в январе-октябре – на 14,8%), надежд на восстановление, а тем более превышение уровня 2008 года, маловато. Заработки наших гастарбайтеров в России тоже не безразмерные, а на значительный рост их доходов в предстоящем году, учитывая квалификацию труда основной массы этого контингента, особо надеяться не приходится.
Предельно ясно, что очередной мощный импульс, который даст инфляции грядущее повышение тарифов на важнейшие энергоносители, будет иметь тяжелейшее воздействие на экономику Армении, едва выходящую из кризиса…
Альберт Хачатрян