Десять наиболее знаковых политических событий в Армении в 2010 году по версии агентства «Новости-Армения»

Уходящий 2010 год был богат на события, влияющие на политическую, общественную, экономическую жизнь страны, на процессы урегулирования карабахского конфликта, решения существующих долгие годы проблем. Агентство «Новости-Армения» приводит свою версию десятки самых резонансных событий 2010 года.

 

1.Армяно-турецкие отношения: приостановление процесса.

Президент Армении Серж Саргсян в преддверии 95-й годовщины Геноцида армян в Османской империи подписал 22 апреля указ о приостановлении процесса ратификации армяно-турецких протоколов об установлении дипотношений и о развитии двусторонних отношений, которые были подписаны 10 октября 2009 года в Цюрихе министрами иностранных дел двух стран Эдвардом Налбандяном и Ахмедом Давутоглу. Процесс армяно-турецкой нормализации без предусловий, поддерживается как США и Евросоюзом, так и Россией

Тем не менее президент Армении, принимая решение о приостановлении ратификации документов, отметил, что Турция не готова продолжать начатый процесс и продвигаться вперед без предусловий в соответствии с буквой протоколов. Вместе с тем Ереван сохранил свою подпись под протоколами, чтобы не потерять возможность налаживания отношений.

Президент Саргсян заявил, что армянская сторона решила пока не выходить из процесса, а только приостановить процедуру ратификации протоколов. Официальный Ереван заявляет, что армяно-турецкий процесс может быть продолжен при готовности Анкары. Армянская сторона выступает категорически против предусловий в вопросе армяно-турецкой нормализации, в частности увязывания проблемы с процессом карабахского урегулирования и международного признания Геноцида армян.

 

2. Признание Геноцида армян комитетом Конгресса США: удар по турецкой политике негоцианизма

Комитет по международным делам Конгресса США принял 4 марта резолюцию о признании Геноцида армян. «За» принятие резолюции проголосовало 23 конгрессмена, против — 22.

Большинство высказавшихся в поддержку документа конгрессменов объясняли свое решение тем, что принятие резолюции должно стать прецедентом для предотвращения геноцидов в будущем. Состоящий из 30 пунктов документ (резолюция 252) призывает президента США приложить усилия для приятия достойного решения по тем вопросам, которые относятся к правам и свободам человека, этническим чисткам и Геноциду армян. Резолюция была принята комитетом Конгресса, несмотря на жесточайшее противодействие турецкой стороны и многочисленные предупреждения Государственного департамента.

Глава МИД Армении Эдвард Налбандян назвал принятие комитетом резолюции еще одним свидетельством преданности американского народа общечеловеческим ценностям и важным шагом на пути предотвращения преступлений против человечества После одобрения Комитетом, документ должен быть принят на пленарном заседании Конгресса.

Спустя неделю факт Геноцида армян признал парламент Швеции. Это событие стало серьезнейшим ударом по попыткам Турции остановить процесс международного признания Геноцида, прикрываясь армяно-турецкими протоколами.

 

3. Парламентские выборы в Карабахе: Островок демократии на Южном Кавказе.

В Нагорно-Карабахскй Республике 23 мая прошли пятые по счету парламентские выборы. Как довыборные процессы, так и само голосование прошли без малейших нарушений и соответствовали самым высоким мировым стандартам. По итогам голосования в парламент прошли три из четырех участвовавших в выборах политических сил — «Свободная Родина», Демократическая партия Арцаха и Армянская Революционная Федерация Дашнакцутюн. Победила партия «Свободная Родина», возглавляемая премьер-министром Карабаха Ара Арутюняном. Выборы показали, что в Карабахе удалось построить демократическое и правовое государство, несмотря противодействие Азербайджана и, как ни странно, еврочиновников, выступающих против проведения демократических выборов.

Все без исключения эксперты утверждают, что по уровню демократии Карабах опережает многие страны постсоветского пространства и, в частности, государства региона. По мнению армянских политиков, высокий уровень демократии является одним из главных преимуществ Карабаха на пути международного признания.

 

4. Продление сроков пребывания российской военной базы

В рамках состоявшегося 19-21 августа визита в Армению президента РФ Дмитрия Медведева был подписан протокол о продлении сроков пребывания российской военной базы в Армении до 2046 года. Подписи под протоколом поставили министры обороны Армении и России Сейран Оганян и Анатолий Сердюков.

Ереван считает подписание протокола важнейшим этапом развития естественных отношений между двумя странами. Подписанным документом не только продлен срок пребывания российской военной базы, но и расширена сфера ее географической и стратегической ответственности.

Если раньше функционирование базы ограничивалось внешними границами бывшего СССР, то теперь это ограничение извлечено из текста соглашения, и российская сторона взяла на себя обязательство по совместному обеспечению военной безопасности Армении и содействию в оснащении ее Вооруженных сил современными видами вооружений.

 

5. Диверсии на границе: провал политики устрашения

Азербайджанская сторона в 2010 году осуществила ряд безуспешных попыток диверсионных акций на линии соприкосновения с двумя армянскими государствами. 3 марта в Армению из Азербайджана просочилась группа диверсантов, которая, по некоторым данным, принадлежала к экстремистскому исламистскому течению — ваххабизм, имела отношение к спецслужбам Азербайджана и прошла особую подготовку. Диверсионная акция провалилась. В общей сложности, в результате предпринятых 3 марта мер, были убиты проникшие с территории Азербайджана три боевика.

 Летом и осенью 2010 года Азербайджан осуществил три диверсионные акции на линии соприкосновения с Карабахом, приведшие к человеческим жертвам. Диверсии провалились. Азербайджанские разведывательно-диверсионные группы отступили, потеряв в общей сложности четырех человек убитыми. Армия обороны Карабаха заявила о готовности пресекать все подобные попытки

 

6. Карабахское урегулирование: самоопределение неотъемлемый принцип

Главной особенностью процесса урегулирования карабахского конфликта в 2010 году стало окончательное закрепление права наций на самоопределение, как неотъемлемого принципа при решении вопроса. В частности, в 17 июля в Алматы страны-сопредседатели Минской группы приняли заявление, в котором сослались на совместное заявление по Нагорному Карабаху, сделанное на министерской встрече ОБСЕ в Афинах 1 декабря 2009 года. Сопредседатели  напомнили сторонам об их обязательстве стремиться к мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта на основе принципов, содержащихся в Хельсинкском Заключительном Акте, в особенности, относящихся к неприменению силы или угрозы силой, территориальной целостности государств и равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой.

Сопредседатели подтвердили, что элементы, сформулированные президентами Медведевым, Саркози и Обамой в Аквиле 10 июля 2009 года и повторенные в Мускоке 26 июня 2010 года, должны стать основой любого справедливого и долгосрочного урегулирования конфликта. В заявлении отмечается, что предложенные элементы составляют единое целое, и какая-либо попытка отдать предпочтение одним из них перед другими исключает возможность принятия сбалансированного решения.

В 2010 году усилилась роль России в процессе урегулирования конфликта. По инициативе президента РФ Дмитрия Медведева состоялся ряд трехсторонних встреч глав России, Армении и Азербайджана, в частности в Сочи, Санкт- Петербурге, Астрахани. На астраханской встрече, прошедшей в конце октября, были достигнуты конкретные договоренности об обмене пленными и телами погибших.

Последним аккордом в 2010 году стал саммит ОБСЕ в Астане, в ходе которого президент Серж Саргсян заявил, что Армения признает Карабах в случае агрессии со стороны Азербайджана. Почти все участники саммите ОБСЕ высказались решительно против применения военной силы в процессе урегулирования конфликта.

 

7. Армейский негатив: принимаются меры

Уходящий год ознаменовался серьезными инцидентами в Вооруженных силах страны, вызвавшими значительный резонанс в обществе. Согласно сообщениям пресс-службы Минобороны Армении, в 2010 году в воинских частях произошло несколько инцидентов, в том числе связанных с убийствами и самоубийствами военнослужащих, а также неуставными отношениями.

Правозащитники говорят о десятках подобных случаев. При этом армейское руководство заявляет об ответных мерах: десятки людей освобождены с должностей, привлечены к ответственности, арестованы. Президент Армении Серж Саргсян считает предметную критику существующих в армии проблем естественной и важной, и именно поэтому Вооруженные силы день ото дня становятся более открытыми для общества.

Однако, по мнению главы государства, в стране есть группа людей, которая невольно или осознанно осуществляет четкую программу по дискредитации армянского народа, армянской государственности и, в особенности, армянской армии.

 

8. Новый мэр Еревана

Население Армении 17 декабря узнали имя нового мэра Еревана. Им стал бывший глава одной из крупнейших в стране компаний российско-армянского ЗАО «АрмРосгазпром» Карен Карапетян. Бывший мэр Еревана Гагик Бегларян 8 декабря подал в отставку после скандального инцидента — избиения сотрудника президентского протокола Арама Кандаяна. По словам пресс-секретаря президента Армении Армена Арзуманяна, что глава государства считает подобное поведение недопустимым. Новый мэр Еревана обещал в ближайшее время представить программу развития столицы и внедрить новую культуру управления.

 

9. Кадровое оздоровление

В конце года президент Армении Серж Саргсян выступил с инициативой кадровых перестановок для повышения эффективности деятельности исполнительной власти. По предложению главы государства,  в правительстве республики произошли серьезные изменения. Так,  министром юстиции был назначен эксперт по конституционному праву Грайр Товмасян, не являющийся членом Республиканской партии Армении, возглавляемой президентом. Министр экономики Нерсес Ерицян был отправлен в отставку, а на его место был назначен бывший министр финансов Тигран Давтян.

Пост министра финансов занял бывший зампред Центрального банка Ваче Габриелян, являющийся беспартийным. Кроме того, был уволен глава государственного фонда социального страхования Вазген Хачикян. По утверждению прессы ожидаются новые отставки.

Сам президент Армении считает, что назначения на ответственные посты людей, не входящих в правящую Республиканскую партию Армении, свидетельствует о силе РПА.

«Не всегда мы назначаем на ответственные политические посты республиканцев. Думаю, что только и только сильная партия может так поступать, тем самым давая возможность многим тысячам сочувствующих, которые по каким-то причинам не в партии, но всегда были с нами, осуществлять наши программы и политику», — считает глава государства. 

 

10. Школы с иноязычным преподаванием: скандал на пустом месте?

Неожиданно острым была в 2010 году реакция части общества на инициативу по открытию в стране школ с иностранным преподаванием, отвечающих высочайшим мировым критериям.  Вокруг законопроекта, предусматривающего открытие подобных школ, разгорелись нешуточные страсти. Противники подобной методики образования говорили об угрозе национальной идентичности.

Однако авторы инициативы считают, что открытие таких школ повысит качество и эффективность образования и привнесет в страну опыт передовых государств. Помимо притока инвестиций, наличие подобных учебных заведений, по их мнению, должно обеспечить плюрализм образовательных моделей.

В школах с иноязычным обучением будет сохраняться преподавание на армянском языке предметов группы «арменоведение», в которую входят, в частности, армянский язык и литература, история армянского народа, история армянской церкви, география Армении. 

Источник: АМИ «Новости-Армения»

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.