В предновогодние дни армянскую общественность, помимо новостей политических, особо волнует проблема цен. Как известно, в противоречие к тенденциям в развитых странах, в предпраздничные дни у нас цены не снижаются, а наоборот, повышаются. Особенно на востребованные для праздничного стола продукты питания.
Это проблема давняя, еще с советских времен, когда цены на так называемых «колхозных рынках» в последние дни декабря подскакивали до потолка. Между тем государственные цены оставались незыблемыми, причем годами. Это обстоятельство, в условиях несбалансированности между спросом и предложением товаров, приводило к тотальному дефициту. Что поделать, таковы были издержки «плановой» экономики, когда при монополизации экономики государством единственным сегментом свободной торговли были упомянутые «колхозные рынки».
Тот рост цен, который у нас ныне наблюдается, можно объяснить, наряду с прочим, и следующим фактором: интеграция Армении на международный рынок неминуемо должна была привести местные цены в соответствие с мировыми. Наподобие известного опыта по физике: с уровнем воды в двух сообщающихся сосудах…
Но, в отличие от этого опыта, цены в Армении не просто дошли до международного уровня, но в ряде случаев даже превзошли его. Налицо феномен, в котором пытаются разобраться как эксперты, так и представители ряда общественных организаций.
На днях, к примеру, председатель Национальной Ассоциации потребителей Мелита Акопян выступила со «смелым» заявлением, заклеймив «жадность армянских предпринимателей», которые в расчете на предновогодний покупательский ажиотаж повысили цены от 10% до 15%.
Жаль, что в риторическом заявлении, аналоги которых в народе именуются «трамвайными разговорами», отсутствовали названия компаний, злоупотребляющих ценами. К тому же желательно было бы озвучить те шаги, которые возглавляемая г-жой Акопян организация намерена предпринять. Ведь в первую очередь именно защитники прав потребителей должны бороться с подобным грубым попиранием упомянутых прав. Причем не словами, как обычно, а конкретными делами.
Перечень «отдельных» коммерческих компаний руководителем оной общественной организации все же был обнародован. Но не проштрафившихся фирм. А тех компаний, которых г-жа Акопян посчитала нужным похвалить. За то, что они выпускают продукцию, соответствующую стандартам. Но, если следовать подобной логике, нужно огласить весь список фирм, которые своей продукцией не травят потребителей. Не то они обидятся за умелый пиар своим конкурентам…
В силу другой логики, общепринятой, организации по защите прав потребителей должны находиться в лагере оппонентов коммерческих компаний. Если нет повода для критики действий последних, то в данном случае гораздо уместнее молчание. Методом исключения проштрафившихся фирм потребители сами сделают свой выбор…
Хотя коммерческие компании немало средств тратят на рекламу своей продукции или услуг, посильная помощь в этом деле со стороны «независимой» общественной организации им весьма кстати. Лучшей рекламы и не придумать!
Коррупцию многие понимают как злоупотребление государственной должностью в личных корыстных целях. Но сие зло, как следует полагать, не ограничивается одним лишь государственным аппаратом. Использование своих позиций, как представителей общества, в интересах бизнеса, в принципе можно расценить как специфический вид коррупции.
Альберт Хачатрян