Саммит ОБСЕ способствует мирному урегулированию карабахского конфликта — эксперт
2 декабря 2010, 16:42
Саммит ОБСЕ в Астане, несомненно, стал вкладом на пути мирного урегулирования карабахского конфликта, такое мнение выразила в четверг в интервью РИА Новости аналитик, координатор программ Института гражданского общества и регионального развития Шушан Хатламаджян.
«Саммит ОБСЕ в Астане не принес никаких сенсаций, но, несомненно, стал вкладом, если не на пути окончательного разрешения нагорно-карабахского конфликта — все стороны прекрасно осознают, что этот день еще не скоро настанет, — но на пути мирного урегулирования конфликта. Это, по моему, основной месседж декларации, принятой главами делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ а также президентами Армении и Азербайджана», — сказала Хатламаджян.
Она отметила, что подписавшиеся государства-сопредседатели видят трансформацию конфликта именно в мирном ключе, и этот принцип действительно нуждается в постоянном подтверждении.
«После августа 2008 года, это отнюдь не лишние заявления. Тем более что звучавшие из Баку, накануне саммита, мнения азербайджанских официальных лиц и экспертов свидетельствуют о том, что идея силового пути урегулирования и гипотетических военных побед, пользуется там популярностью. Хотя, неплохо бы им проконсультироваться с грузинскими коллегами, которые знают многое, если не все об эффективности военных действий, в плане восстановления территориальной целостности», — сказала эксперт.
По ее словам, формулировка декларации о необходимости урегулирования, как результата «согласия между сторонами», не дает повода к разночтениям.
«Специально для тех, кому эта мысль кажется непонятной либо неприемлемой, декларация поручает сопредседателям продолжить работу со сторонами, «поддерживая предпринимаемые усилия» и призывает руководителей Армении и Азербайджана сосредоточиться с новой энергией на согласовании пока еще несогласованных вопросов», — сказала Хатламаджян.
По ее мнению, сравнение выступлений президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Армении Сержа Саргсяна на саммите может дать немалую пищу для размышлений, так они контрастируют, в контексте миролюбия и готовности к сотрудничеству.
«Алиев мало говорит о перспективах урегулирования и все свое красноречие направляет на «обличение» армянской стороны, сетуя на неэффективность работы МГ ОБСЕ. Речь Саргсяна отличается спокойным тоном и конструктивным подходом к проблеме, а также решимостью последовательно добиваться мирного и всеобъемлющего урегулирования. Однако, он предупредил что в случае военной агрессии Азербайджана, у Армении не будет иного выбора, как признать Нагорно-Карабахскую Республику де юре и приложить все свои возможности для обеспечения ее безопасности», — сказала аналитик.
Она также отметила, что Турция на саммите не осталась в стороне от карабахской проблемы, а глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу вновь подтвердил, что Анкара не пойдет на сближение с Ереваном до урегулирования карабахского конфликта.
«Таким образом, турецкое руководство подтверждает, что последние два года оно лишь имитировало бурную деятельность по урегулированию армяно-турецкой напряженности», — сказала Хатламаджян.
Она особо отметила, что тот факт, что Саргсян и Алиев поставили свои подписи под документом, и подтвердили свое намерение «достичь согласия по окончательному урегулированию карабахского конфликта на основе норм международного права, Устава ООН, Хельсинкского заключительного акта, а также совместных заявлений президентов России, США и Франции 10 июля 2009 года в Аквиле и 26 июня 2010 года в Мускоке», обсуждается в Армении и Карабахе, как приверженность заведомо неэффективному направлению поиска решения карабахской проблемы.
«Однако, декларация не случайно обходит стороной прямые упоминания принципов территориальной целостности и права народа на самоопределение. Она рассматривает урегулирование далеко не завершенным, и рекомендует президентам Азербайджана и Армении проводить встречи на регулярной основе с тем, чтобы искать пути к сближению позиций, которые пока сильно разнятся», — сказала эксперт.
И если для армянской стороны, по ее словам, эти рекомендации декларации, в целом, вполне приемлемы, то азербайджанское руководство выглядит, довольно разочарованным.
«Однако, вне всякого сомнения, собравшиеся под знаком ОБСЕ лидеры, включая представителей России и США, обещают свою поддержку именно такому алгоритму урегулирования», — заключила Хатламаджян.
Карабахский конфликт начался в феврале 1988 года, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в центре НКАО Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха.
Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и — полностью или частично — семью прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как Карабах не является стороной переговоров.
Она отметила, что подписавшиеся государства-сопредседатели видят трансформацию конфликта именно в мирном ключе, и этот принцип действительно нуждается в постоянном подтверждении.
"После августа 2008 года, это отнюдь не лишние заявления. Тем более что звучавшие из Баку, накануне саммита, мнения азербайджанских официальных лиц и экспертов свидетельствуют о том, что идея силового пути урегулирования и гипотетических военных побед, пользуется там популярностью. Хотя, неплохо бы им проконсультироваться с грузинскими коллегами, которые знают многое, если не все об эффективности военных действий, в плане восстановления территориальной целостности", - сказала эксперт.
По ее словам, формулировка декларации о необходимости урегулирования, как результата "согласия между сторонами", не дает повода к разночтениям.
"Специально для тех, кому эта мысль кажется непонятной либо неприемлемой, декларация поручает сопредседателям продолжить работу со сторонами, "поддерживая предпринимаемые усилия" и призывает руководителей Армении и Азербайджана сосредоточиться с новой энергией на согласовании пока еще несогласованных вопросов", - сказала Хатламаджян.
По ее мнению, сравнение выступлений президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Армении Сержа Саргсяна на саммите может дать немалую пищу для размышлений, так они контрастируют, в контексте миролюбия и готовности к сотрудничеству.
"Алиев мало говорит о перспективах урегулирования и все свое красноречие направляет на "обличение" армянской стороны, сетуя на неэффективность работы МГ ОБСЕ. Речь Саргсяна отличается спокойным тоном и конструктивным подходом к проблеме, а также решимостью последовательно добиваться мирного и всеобъемлющего урегулирования. Однако, он предупредил что в случае военной агрессии Азербайджана, у Армении не будет иного выбора, как признать Нагорно-Карабахскую Республику де юре и приложить все свои возможности для обеспечения ее безопасности", - сказала аналитик.
Она также отметила, что Турция на саммите не осталась в стороне от карабахской проблемы, а глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу вновь подтвердил, что Анкара не пойдет на сближение с Ереваном до урегулирования карабахского конфликта.
"Таким образом, турецкое руководство подтверждает, что последние два года оно лишь имитировало бурную деятельность по урегулированию армяно-турецкой напряженности", - сказала Хатламаджян.
Она особо отметила, что тот факт, что Саргсян и Алиев поставили свои подписи под документом, и подтвердили свое намерение "достичь согласия по окончательному урегулированию карабахского конфликта на основе норм международного права, Устава ООН, Хельсинкского заключительного акта, а также совместных заявлений президентов России, США и Франции 10 июля 2009 года в Аквиле и 26 июня 2010 года в Мускоке", обсуждается в Армении и Карабахе, как приверженность заведомо неэффективному направлению поиска решения карабахской проблемы.
"Однако, декларация не случайно обходит стороной прямые упоминания принципов территориальной целостности и права народа на самоопределение. Она рассматривает урегулирование далеко не завершенным, и рекомендует президентам Азербайджана и Армении проводить встречи на регулярной основе с тем, чтобы искать пути к сближению позиций, которые пока сильно разнятся", - сказала эксперт.
И если для армянской стороны, по ее словам, эти рекомендации декларации, в целом, вполне приемлемы, то азербайджанское руководство выглядит, довольно разочарованным.
"Однако, вне всякого сомнения, собравшиеся под знаком ОБСЕ лидеры, включая представителей России и США, обещают свою поддержку именно такому алгоритму урегулирования", - заключила Хатламаджян.
Карабахский конфликт начался в феврале 1988 года, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в центре НКАО Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха.
Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и - полностью или частично - семью прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как Карабах не является стороной переговоров.
Саммит ОБСЕ способствует мирному урегулированию карабахского конфликта — эксперт
Саммит ОБСЕ в Астане, несомненно, стал вкладом на пути мирного урегулирования карабахского конфликта, такое мнение выразила в четверг в интервью РИА Новости аналитик, координатор программ Института гражданского общества и регионального развития Шушан Хатламаджян.
«Саммит ОБСЕ в Астане не принес никаких сенсаций, но, несомненно, стал вкладом, если не на пути окончательного разрешения нагорно-карабахского конфликта — все стороны прекрасно осознают, что этот день еще не скоро настанет, — но на пути мирного урегулирования конфликта. Это, по моему, основной месседж декларации, принятой главами делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ а также президентами Армении и Азербайджана», — сказала Хатламаджян.
Она отметила, что подписавшиеся государства-сопредседатели видят трансформацию конфликта именно в мирном ключе, и этот принцип действительно нуждается в постоянном подтверждении.
«После августа 2008 года, это отнюдь не лишние заявления. Тем более что звучавшие из Баку, накануне саммита, мнения азербайджанских официальных лиц и экспертов свидетельствуют о том, что идея силового пути урегулирования и гипотетических военных побед, пользуется там популярностью. Хотя, неплохо бы им проконсультироваться с грузинскими коллегами, которые знают многое, если не все об эффективности военных действий, в плане восстановления территориальной целостности», — сказала эксперт.
По ее словам, формулировка декларации о необходимости урегулирования, как результата «согласия между сторонами», не дает повода к разночтениям.
«Специально для тех, кому эта мысль кажется непонятной либо неприемлемой, декларация поручает сопредседателям продолжить работу со сторонами, «поддерживая предпринимаемые усилия» и призывает руководителей Армении и Азербайджана сосредоточиться с новой энергией на согласовании пока еще несогласованных вопросов», — сказала Хатламаджян.
По ее мнению, сравнение выступлений президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Армении Сержа Саргсяна на саммите может дать немалую пищу для размышлений, так они контрастируют, в контексте миролюбия и готовности к сотрудничеству.
«Алиев мало говорит о перспективах урегулирования и все свое красноречие направляет на «обличение» армянской стороны, сетуя на неэффективность работы МГ ОБСЕ. Речь Саргсяна отличается спокойным тоном и конструктивным подходом к проблеме, а также решимостью последовательно добиваться мирного и всеобъемлющего урегулирования. Однако, он предупредил что в случае военной агрессии Азербайджана, у Армении не будет иного выбора, как признать Нагорно-Карабахскую Республику де юре и приложить все свои возможности для обеспечения ее безопасности», — сказала аналитик.
Она также отметила, что Турция на саммите не осталась в стороне от карабахской проблемы, а глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу вновь подтвердил, что Анкара не пойдет на сближение с Ереваном до урегулирования карабахского конфликта.
«Таким образом, турецкое руководство подтверждает, что последние два года оно лишь имитировало бурную деятельность по урегулированию армяно-турецкой напряженности», — сказала Хатламаджян.
Она особо отметила, что тот факт, что Саргсян и Алиев поставили свои подписи под документом, и подтвердили свое намерение «достичь согласия по окончательному урегулированию карабахского конфликта на основе норм международного права, Устава ООН, Хельсинкского заключительного акта, а также совместных заявлений президентов России, США и Франции 10 июля 2009 года в Аквиле и 26 июня 2010 года в Мускоке», обсуждается в Армении и Карабахе, как приверженность заведомо неэффективному направлению поиска решения карабахской проблемы.
«Однако, декларация не случайно обходит стороной прямые упоминания принципов территориальной целостности и права народа на самоопределение. Она рассматривает урегулирование далеко не завершенным, и рекомендует президентам Азербайджана и Армении проводить встречи на регулярной основе с тем, чтобы искать пути к сближению позиций, которые пока сильно разнятся», — сказала эксперт.
И если для армянской стороны, по ее словам, эти рекомендации декларации, в целом, вполне приемлемы, то азербайджанское руководство выглядит, довольно разочарованным.
«Однако, вне всякого сомнения, собравшиеся под знаком ОБСЕ лидеры, включая представителей России и США, обещают свою поддержку именно такому алгоритму урегулирования», — заключила Хатламаджян.
Карабахский конфликт начался в феврале 1988 года, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в центре НКАО Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха.
Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и — полностью или частично — семью прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как Карабах не является стороной переговоров.
Источник: АМИ «Новости-Армения»
Она отметила, что подписавшиеся государства-сопредседатели видят трансформацию конфликта именно в мирном ключе, и этот принцип действительно нуждается в постоянном подтверждении.
"После августа 2008 года, это отнюдь не лишние заявления. Тем более что звучавшие из Баку, накануне саммита, мнения азербайджанских официальных лиц и экспертов свидетельствуют о том, что идея силового пути урегулирования и гипотетических военных побед, пользуется там популярностью. Хотя, неплохо бы им проконсультироваться с грузинскими коллегами, которые знают многое, если не все об эффективности военных действий, в плане восстановления территориальной целостности", - сказала эксперт.
По ее словам, формулировка декларации о необходимости урегулирования, как результата "согласия между сторонами", не дает повода к разночтениям.
"Специально для тех, кому эта мысль кажется непонятной либо неприемлемой, декларация поручает сопредседателям продолжить работу со сторонами, "поддерживая предпринимаемые усилия" и призывает руководителей Армении и Азербайджана сосредоточиться с новой энергией на согласовании пока еще несогласованных вопросов", - сказала Хатламаджян.
По ее мнению, сравнение выступлений президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Армении Сержа Саргсяна на саммите может дать немалую пищу для размышлений, так они контрастируют, в контексте миролюбия и готовности к сотрудничеству.
"Алиев мало говорит о перспективах урегулирования и все свое красноречие направляет на "обличение" армянской стороны, сетуя на неэффективность работы МГ ОБСЕ. Речь Саргсяна отличается спокойным тоном и конструктивным подходом к проблеме, а также решимостью последовательно добиваться мирного и всеобъемлющего урегулирования. Однако, он предупредил что в случае военной агрессии Азербайджана, у Армении не будет иного выбора, как признать Нагорно-Карабахскую Республику де юре и приложить все свои возможности для обеспечения ее безопасности", - сказала аналитик.
Она также отметила, что Турция на саммите не осталась в стороне от карабахской проблемы, а глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу вновь подтвердил, что Анкара не пойдет на сближение с Ереваном до урегулирования карабахского конфликта.
"Таким образом, турецкое руководство подтверждает, что последние два года оно лишь имитировало бурную деятельность по урегулированию армяно-турецкой напряженности", - сказала Хатламаджян.
Она особо отметила, что тот факт, что Саргсян и Алиев поставили свои подписи под документом, и подтвердили свое намерение "достичь согласия по окончательному урегулированию карабахского конфликта на основе норм международного права, Устава ООН, Хельсинкского заключительного акта, а также совместных заявлений президентов России, США и Франции 10 июля 2009 года в Аквиле и 26 июня 2010 года в Мускоке", обсуждается в Армении и Карабахе, как приверженность заведомо неэффективному направлению поиска решения карабахской проблемы.
"Однако, декларация не случайно обходит стороной прямые упоминания принципов территориальной целостности и права народа на самоопределение. Она рассматривает урегулирование далеко не завершенным, и рекомендует президентам Азербайджана и Армении проводить встречи на регулярной основе с тем, чтобы искать пути к сближению позиций, которые пока сильно разнятся", - сказала эксперт.
И если для армянской стороны, по ее словам, эти рекомендации декларации, в целом, вполне приемлемы, то азербайджанское руководство выглядит, довольно разочарованным.
"Однако, вне всякого сомнения, собравшиеся под знаком ОБСЕ лидеры, включая представителей России и США, обещают свою поддержку именно такому алгоритму урегулирования", - заключила Хатламаджян.
Карабахский конфликт начался в феврале 1988 года, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в центре НКАО Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха.
Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и - полностью или частично - семью прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как Карабах не является стороной переговоров.
">