С созданием Общественного совета множество граждан — представителей различных сфер вовлеклось в эту структуру, полагая, что своим участием сумеют способствовать поднятию и разрешению ряда проблем, актуальных для общества. Растянувшиеся на месяцы структурные разработки уже завершены. Сформировались 12 комиссий, избраны председатели комиссий, однако выясняется, что иных членов комиссий успела разочаровать неорганизованная работа Общественного совета. Некоторые из них нам пожаловались на то, что, оставив в стороне отраслевые проблемы, обсуждают лишь политические вопросы, выслушивая в ходе обсуждений заказные, заранее обговоренные выступления. «Особенно из областей едем, добираемся до Еревана и слышим, что мы должны в этот день обсудить армяно-турецкий вопрос или вопрос амнистирования. И это в том случае, когда мы ничем не можем быть полезными этому обсуждению. В этом случае мы фактически превращаемся в кнопконажимателей», — в беседе со мной пожаловалось несколько членов комиссии, не пожелавших представиться. По поводу их жалоб я обратилась за комментарием к председателю Христиано-демократического союза Армении и члену Общественного совета Хосрову Арутюняну.
Г-н Арутюнян, с какой целью был создан Общественный совет?
Общественный совет – коллегиальный советник президента республики. Основная цель – выяснение ожиданий, экспериментальных подходов общественности к вопросам, представляющим общественный интерес, и выдвижение предложений президенту республики, а также высшему политическому руководству. С другой стороны, это разработка экспертных заключений по законодательным инициативам, касающимся общественной жизни, что должно быть представлено Национальному собранию и правительству.
Следующий вопрос, который считаю весьма важным, — используя возможности общественных организаций, экспертных сообществ, попытаться поднять перед правительством вопросы, касающиеся тех проблем, которые имеют программное значение по мнению Общественного совета, но в деятельности правительства не представлены в разряде приоритетных.
Созданы соответствующие комиссии, которые должны заниматься проблемами данной сферы, однако Общественный совет обсуждает со всеми комиссиями лишь политические вопросы. В таком случае, почему были созданы комиссии?
Они, по сути, должны быть включены во все сферы общественной жизни. Это означает, что комиссия должна состоять из тех людей — специалистов, знающих проблемы данной отрасли, которые должны актуализировать проблему. Они должны сделать вопрос предметом обсуждения, представить предложения, которые должны дойти до 36 членов Общественного совета, те, в свою очередь, должны ознакомиться с ними, согласившись с выкладками и представив президенту страны или продемонстрировав иной подход.
Если каждый должен выдвигать свою идею, в таком случае, почему все комиссии обсуждают армяно-турецкие отношения, вопрос амнистирования и прочие вопросы? Так, некоторые члены комиссии по демократизации и гендерным вопросам жаловались на то, что, оставив вопросы своей сферы, под принуждением участвуют в обсуждении политических вопросов. И это в том случае, когда они ничем не могут быть полезны в этом.
Я знаю, что гендерная комиссия довольно активно участвовала в обсуждении. Однако рассмотрим вопрос по существу. Эти комиссии сформировались по состоянию на первое сентября. Эти комиссии всего лишь сумели за этот период раскрыть несколько рабочих проблем и разработать программу до конца года. Это их повестка, мы туда не вмешиваемся. Я как член Общественного совета, считаю себя не вправе пойти посмотреть, какой вопрос следует обсудить, а какой – нет. В лучшем случае, я могу предложить, они же решить, обратить внимание или нет. Мы уже имеем рабочую программу комиссии, которая поможет сделать определенные вопросы предметом обсуждения до конца года. Гендерная комиссия может состоять из 65 человек. Как правило, с 65 людьми над документом не поработаешь. Ставят проблему, 65 человек договариваются по поводу срочности и актуальности вопроса, определяют тех четверых или пятерых, которые могут быть самыми компетентными в данном аспекте. Те изучают проблему, знакомясь с позицией различных заинтересованных ведомств. Аккумулировав мнения разных экспертов, группа формирует подход и приносит тему на обсуждение очередного заседания гендерной комиссии, на которой будет участвовать 65 человек, и они получат возможность высказать свое согласие или несогласие по этому поводу.
Г-н Арутюнян, но за этот период они участвовали лишь на избрании председателя комиссии, обсуждении вопроса амнистии и армяно-турецких отношений. Проблемы их сферы пока не были выдвинуты.
Быть может. По стечению обстоятельств, создалось такое впечатление. Я не представляю, что люди, высказавшие Вам свое недовольство, выдвинули вопрос, выступили с предложением обсудить какую-либо проблему, связанную с материнством и состоянием женщин, и в комиссии этот вопрос проигнорировали и не обсудили. Он поднял вопрос, предложил создать рабочую группу по поводу обсуждения этого вопроса?
Они недовольны тем, что лишь на заседании комиссии их ставят в известность, какой вопрос подлежит обсуждению. То есть они заранее не уведомляются, к каким проблемам должны обратиться или в чем вообще заключается их миссия.
Кто-либо не собирается работать вместо члена комиссии. Я — член Общественного совета, не жду, чтобы мне позвонили и пригласили на обсуждение.
Но речь не о члене Общественного совета, а о члене комиссии.
Они должны позвонить председателю своей комиссии и предложить, чтобы был обсужден выдвинутый ими вопрос. Иным кажется, что какие-то люди должны подготовить вопрос, они же должны прийти и обсудить. Это не так, мы их не приглашали, чтобы пришли и подвергли критике чью-то работу. Я однозначно утверждаю, что все члены комиссии должны быть инициативными. Разницы нет – ты член комиссии или председатель. Пользуясь случаем, призываю, чтобы не сидели и ждали, когда их вызовут. Предпринимайте, и я вам помощник.
По Вашему мнению, в неорганизованной работе Общественного совета и недовольстве им повинны члены комиссии?
Нет, я никого не виню. Возможно, они и не имеют того опыта. Не исключаю, что они и не представляют, как следует организовать эту работу. Но эти люди, когда становились членами комиссии, заполняли бумагу, знакомились с уставом Общественного совета, должны были знать все это, написанное там черным по белому.
Г-н Арутюнян, почему создалось впечатление, что не от вас обсуждение вопроса доходит до администрации президента, как утверждаете Вы, а наоборот, сверху спускается заказ.
Приведу Вам пример. Недавно по инициативе одной из комиссий Общественного совета- комиссии по предпринимательству мы обсудили положение, создавшееся в системе интернет по поводу электронной связи. В обсуждение вовлеклись и председатель, и советник премьера, и Арментел – все, все. Развернулось весьма серьезное обсуждение. Инициатором был всего лишь член комиссии. После трехдневных обсуждений начался процесс, которого никто не ожидал – Арментел объявил, что снижает тарифы в одностороннем порядке.
Мы работаем всего месяц. Конечно, встала проблема амнистии, и, согласитесь, без заключения Общественного совета было бы неверно представить вопрос. Возник армяно-турецкий вопрос, мы обсудили его по своей инициативе, как и многие общественные организации.
Тогда в чем причина недоверия к Общественному совету?
Не торопитесь, нам всего лишь месяц и 15 дней. Не надо столь быстро хоронить Общественный совет – да мы и не из тех, кто быстро дает себя похоронить. Время покажет. Бесспорно, недовольства будут, будут и разочарования. Это не так, что все в розовом цвете. Есть люди, которых, возможно, не удовлетворит стиль работы Общественного совета. Когда избирали председателей комиссий, участвовали все члены комиссий и шел горячий спор по поводу того, кто должен быть избран. В той накаленной среде, в которой избирался председатель, скажите пожалуйста, Вы бы подумали, что какие-то люди скажут: почему нас не вызывают, мы не знаем, чем заняться.
Г-н Арутюнян, совет финансирует членов комиссий, которые из областей приезжают в столицу для участия в обсуждениях?
Согласно нашему уставу, расходы всех тех, кто прибывают из областей для участия на заседаниях комиссий Общественного совета, компенсируются. Мы зафиксировали, и они сразу получат компенсацию. Наша структура новая. В конечном итоге, еще много проблем предстоит разрешить.
Гаяне Григорян