«Подходит ли к концу достойный сожаления водораздел между Арменией и Турцией»? – задается вопросом на страницах английской Independent аналитик Маркус Таннер, пытаясь найти ответ на столь злободневный не только для двух вышеупомянутых, но и многих других стран мира вопрос. Г-н Таннер склонен считать, что есть надежда на то, что топор войны будет зарыт, принимая во внимание подписание в субботу в Цюрихе двух парафированных Протоколов по нормализации армяно-турецких отношений. Или же, по крайней мере, часть топора.
Аналитик, говоря об армяно-турецких отношениях, напоминает об обвинениях, выдвигаемых в адрес Анкары относительно известных событий в Османской Турции, многими странами мира уже квалифицированных как геноцид. В то время как Турция утверждает, что в смутные времена Первой Мировой Войны в восточной Турции погибло определенное количество людей, но только в контексте ветхозаветного «око за око, зуб за зуб».
«Нельзя сказать, что конфликт полностью исчерпан после подписания двух протоколов. Еще до недавнего времени турецкие писатели преследовались законом, если осмеливались говорить о массовой резне армян. Яркий пример тому – получивший Нобелевскую премию Орхан Памук, которому в 2005 году грозило тюремное заключение за столь тяжкое „преступление“, и лишь вмешательство международного сообщества спасло его от расправы. Что же заставляет две страны устанавливать дипломатические отношения? Конечно, одна из причин – желание Турции получить членство в ЕС, а отсутствие соответствующих отношений с Арменией является одним из препятствий. А какие дивиденды может из этого извлечь Армения? Конечно же, экономические. Вследствие блокады, осуществляемой с одной стороны Турцией и с другой ее союзником Азербайджаном, армянский народ должен был заплатить очень высокую цену. В результате чего очень многие вынуждены были эмигрировать. Армения доказала, что может выжить даже в этих условиях – частично благодаря денежным переводом из-за рубежа и другим формам помощи от богатой армянской Диаспоры. Но страна сумеет преуспеть только в случае нормализации отношений с Турцией, а ее граждане получат возможность посетить многие исторические места», — рассуждает Таннер.
Относительно роли США во всем этом аналитик говорит, что «Армения является дилеммой для Белого Дома, так как президент Обама обещал армянам за поддержку в предвыборной кампании назвать известные события Геноцидом, а затем „кинул“ их. Ведь Турция для США является намного более важным стратегическим партнером. А нормализация отношений двух стран некоторым образом реабилитирует американского президента. А для кого представляет важность позиция Азербайджана? Конечно же, не только для братьев по крови турок, но еще и многих других, имея в виду роль Азербайджана как одного из самых больших „хранилищ“ нефти. Ведь ЕС рассматривает эту страну как очень важное звено в контексте воплощения в жизнь проекта Nabucco.
Относительно России нужно подчеркнуть, что ее позиция часто напоминает загадку сфинкса. Иногда она играет роль большого брата для этого пророссийского государства на Кавказе; она не хочет также, чтобы Армения пошла по следам проамериканской Грузии. Позиция широких масс России также склоняется в пользу христианской Армении, а не мусульманского Азербайджана. Но в то же время Кремль не желает портить отношений с Азербайджаном и Турцией.
И что же произойдет дальше? Подписание протоколов является вехой в армяно-турецких взаимоотношениях, однако это еще отнюдь не конец. Создание межправительственной комиссии по исследованию исторических фактов и архивов в связи с событиями в Османской Турции являет собой нечто весьма противоречивое и очень возможно, что дело не сдвинется с мертвой точки. Но как бы то ни было, открытие границ и установление дипломатических отношений между двумя странами является отнюдь не только региональной проблемой, так что таким развитиям можно давать лишь положительную оценку».
Далее аналитик приводит доводы за и против того, придет ли к концу длящаяся десятки лет ненависть между двумя народами в результате ратификации протоколов.
За:
- что бы там ни говорила Армянская Диаспора, все больше возрастает число людей в Армении, желающих торговать и путешествовать;
- историки с обеих сторон настроены решительно в том, что касается исследования «официальной» истории;
- Турция желает войти в ЕС, но не сможет сделать этого, пока отношения с соседом остаются замороженными.
Против:
- националисты в обеих странах настроены против и будут лоббировать парламенты своих стран с целью не допустить примирения;
- даже если парламенты двух стран ратифицируют протоколы, это еще не означает, что вражда между двумя народами закончится;
- если ожидания и надежды не оправдаются, то парадоксальным образом протоколы еще больше усугубят положение.