Вторая годовщина парафирования армяно-турецких протоколов ознаменовалась четко высветившимся тупиком в процессе нормализации отношений между двумя государствами: Турция продолжает обусловливать ратификацию документов карабахским урегулированием, нарушая обязательство нормализовать отношения с Ереваном без всяких предусловий, более того, перспективы включения цюрихских протоколов в большую повестку нового парламента этой страны весьма туманные.
Между тем, в Ереване продолжают подчеркивать, что Армения оставалась и остается в выигрышном положении, поскольку за эти два года показала всему миру способность в отличие от турецкой стороны быть конструктивным партнером для международного сообщества, в частности, тех весомых на арене государств, которые сделали все для наличия предпосылок для налаживания политических отношений между Ереваном и Анкарой. Такова позиция властей республики, высказанная в беседе с корреспондентом NEWS.am пресс-секретарем правящей Республиканской партии Армении, секретарем парламентской фракции РПА Эдуардом Шармазановым.
«Недавняя предвыборная кампания в Турции продемонстрировала неконструктивный настрой правящей Партии справедливости и развития Реджепа Тайипа Эрдогана. Как сказал наш президент, мы подождем 2-3 месяца и после этого сделаем соответствующие выводы. Но я уверен, что президент Серж Саргсян, как и за эти два года, не сделает ни одного шага против наших национальных и государственных интересов», — сказал официальный представитель правящей партии Армении.
Отвечая на вопрос, не исключает ли он повторного появления армяно-турецких протоколов в большой повестке парламента Турции, Шармазанов отметил, что теоретически ничего исключать нельзя, но на практике более склонен к тому, что у Анкары нет политической воли ратифицировать документы. Касаясь оценки ведущими геополитическими игроками политики Еревана и Анкары в вопросе нормализации армяно-турецких отношений, пресс-секретарь РПА подчеркнул, что США, Россия и ЕС высоко ценят вклад президента Армении Сержа Саргсяна, а у Турции могут возникнуть проблемы, если она не ратифицирует документы. «Эти проблемы могут быть для нас видны, могут быть не видны. Но Турция будет иметь проблемы с теми странами, которые были посредниками – США, Франция, РФ и Швейцария», — пояснил Шармазанов.
Одновременно большинство армянских экспертов также склонно делать акцент на выгодной геополитической конъюнктуре, которая сложилась вокруг Армении в свете армяно-турецкого процесса. Как считает заместитель директора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян, благодаря армяно-турецким протоколам Армения начала играть достаточно активную роль в регионе в глазах международного сообщества: армяно-турецкий процесс был чуть ли не «личным» для администрации США, и на этом фоне Армения выглядела достаточно позитивно в глазах политических игроков.
В тоже время ей удалось, как это ни странно, стимулировать пересечение интересов России, США и европейских стран, а это было достаточно позитивно и сыграло на руку Еревану. «Армяно-турецкий процесс за эти два года практически затмил собой карабахскую проблематику. И это тоже от части можно считать пользой для Армении, потому что за данный период, фактически, ни плохих, ни хороших изменений по карабахскому вопросу не было. Непосредственно для армянских властей армяно-турецкий процесс оказался очень эффективным рычагом на внутриполитической арене после событий 1 марта, и в этом плане он сыграл положительную роль для нынешней администрации Армении. Кроме того, несмотря на обратное качание маятника, армяно-турецкий процесс посеял серьезные сомнения в азербайджано-турецких отношениях.
Во всяком случае, в Азербайджане поняли, что если будут какие-то серьезные развития или угроза войны в Карабахе, то ни факт, что Турция их поддержит, исходя из своих интересов на данный момент», — заявил политолог Сергей Минасян в беседе с корреспондентом NEWS.am. Он также обратил внимание еще на один результат начатого, но на данный момент замороженного процесса нормализации армяно-турецких отношений: дискуссии по Геноциду армян приобрели в Турции большую глубину. Прогнозируя перспективы возвращения цюрихских протоколов в повестку Великого национального собрания Турции, армянский политолог подчеркнул, что это зависит не от самого парламента, а от политической воли премьер-министра Эрдогана и его команды. «Если создадутся соответствующие благоприятные условия, то Турция пойдет на ратификацию протоколов или какой-либо другой формат налаживания отношений. Однако в настоящий момент нет благоприятных предпосылок для улучшения отношений между Анкарой и Ереваном», — заключил Сергей Минасян.
В то же время нельзя не отметить, что пока в определенной степени в выигрыше оказались и те политические силы Армении, которые изначально выступали против армяно-турецкого процесса в формате, предложенном посредниками в 2009 году. Во всяком случае, их заявления о «мертворожденности» армяно-турецкого процесса в его нынешнем виде многим сейчас представляются более мотивированными, чем два года назад.
Тем не менее, практически все политические силы Армении сходятся на том, что мяч действительно находится на турецком поле, и реанимация процесса нормализации армяно-турецких отношений возможна только в случае проявления официальной Анкарой соответствующей политической воли и ее отказа идти на поводу капризов властей Азербайджана. Однако, судя по многократным заявлениям высокопоставленных турецких официальных лиц, подобное развитие событий в ближайшее время не предвидится.
Подготовил Саркис Агаханян