Прорыва в нагорно-карабахском урегулировании в 2011 году не следует ожидать, считает эксперт Института по международной и европейской политике Тийс Ромменс (Thijs Rommens).
«В последнее время возникла напряженность в отношениях между Арменией и Азербайджаном, и тут внимания заслуживает ужесточившаяся риторика Азербайджана, которая все чаще подчеркивает возможность применения силы, и заявления Армении, которая все чаще указывает на возможность признания Нагорного Карабаха в качестве независимого государства», — заявил аналитик в интервью азербайджанскому агентству 1news.az.
По его словам, «подобное поведение сторон, конечно, может быть вызвано внутренней политикой в обеих странах, но она ясно показывает, что решение все еще не близко».
Что касается возможного открытия армяно-турецкой границы, по словам эксперта, в 2011 году и этот вопрос не будет продвигаться столь успешно. «США, конечно, выступают за открытие границы, но вопрос в том, насколько они являются ключевым игроком в этом вопросе. Конечно, США — все еще самый влиятельный глобальный актор, и они могут использовать большое число инструментов, чтобы подтолкнуть и Армению, и Турцию к переговорам. Но внутреннее сопротивление в обеих странах по отношению к нормализации отношений между двумя государствами показывает, что это не совсем международная проблема», — заявил Ромменс.
По его словам, США могут облегчить процесс примирения, но не могут заставить лидеров обеих стран действовать в ущерб их собственному политическому выживанию внутри страны.
Также, по мнению аналитика, вовлечение США и ЕС в регион уменьшилось. Участие Штатов в затяжных конфликтах в Афганистане и Ираке истощает ресурсы, «а администрация Обамы решила воздерживаться от какого-либо намека на то, чтобы провоцировать Россию в регионе, что вполне понятно в свете политики «перезагрузки» отношений с Москвой».
Он отметил, что хотя Россия очень активна в последнее время по вопросу Нагорного Карабаха, остается неясным, какова политика России в отношении региона. «Ее поддержка Южной Осетии и Абхазии, тесные связи с Арменией, информация о продаже оружия Азербайджану и свои собственные проблемы на Северном Кавказе — это все элементы, усложняющие проблему. Именно эта неопределенность может быть наиболее важным международным фактором на Южном Кавказе в ближайшие годы», — завершил аналитик.