В конце ноября и в декабре на курс доллара США в Армении усиливается влияние двух противоположных факторов. С одной стороны, активизация внешней торговли вызывает дополнительную, по сравнению с другими месяцами календарного года, валюту для покупки за рубежом товаров, в первую очередь продуктов питания. С другой же стороны, граждане в предновогодние дни интенсивнее обменивают трансфертные доллары на драмы. В целях покупки, наряду с другими товарами, оных продуктов питания для новогоднего стола.
Но, если рассматривать эти два противоположных фактора строго хронологически, то первый (спрос импортеров на доллары), по понятным причинам, несколько опережает второй (спрос населения на драмы). Из этой логики следует, что курс доллара должен повышаться в период нарастания спроса на него импортеров, и понижаться после активизации обмена населением зелененьких банкнот на драмы.
Однако официальный курс доллара, определяемый по итогам торгов на фондовой бирже, незначительно отклоняется от планки в 360 драмов за $1. Получается, что между спросом-предложением на доллары сохраняется некий паритет. Хотя, если рассматривать периодически публикуемую Центробанком информацию о купле-продаже долларов через обменные пункты страны, то долларов «скорее всего» продается больше, чем покупается…
Отмеченная выше планка в 360 драмов за $1, по всей видимости, «является» оптимальной величиной для соотношения «спрос-предложение» долларов на валютном рынке Армении, и была определена эмпирическим путем за время переходя к плавающему курсу драма.
За годовой интервал, с середины декабря прошлого года на аналогичную дату текущего года, курс доллара по отношению к драму снизился на 5,92%, что является наивысшим показателем среди стран СНГ. Занимающая второе место, после Армении, бывшая братская республика Молдова имеет более скромный показатель – 2,51%. Как известно, последняя, по объему поступающих извне частных денежных трансфертов, в определенной степени сравнима с нашей страной.
Спад курса доллара, помимо указанных двух стран, в СНГ за этот период отмечался также в Казахстане (на 1,0%), Азербайджане (на 0,54%) и Украине (0,22%). По другим же странам наблюдалось укрепление доллара по отношению к национальным валютам. Наивысший показатель имелся в Узбекистане (рост курса доллара на 8,45%), затем Беларуси (5,52%) и соседней с нами Грузии (5,14%). В России же за год доллар «потяжелел» на 2,32%.
Приведенные выше изменения в курсе доллара в странах СНГ, конечно, не могут быть критерием для определения общей объективной тенденции, ибо являются следствием влияния различных для этих стран факторов, в том числе стартового курса национальных валют. Однако есть показатель, который, показывая величину амплитуды колебаний курса национальной валюты к доллару, характеризует степень стабильности валютного рынка. Или же, наоборот, степень его нестабильности. Смотря, какой размах имеет данная амплитуда…
Итак, за год наибольшее соотношение (равное 1,13) между высшим и низшим значением курса доллара по отношению к национальным валютам имелось в Грузии (которая уже не член СНГ), и, естественно, Армении. Слово «естественно» использовано не случайно. Армения в недавнем прошлом установила своего рода рекорд по уровню падения официального курса доллара, а заодно и всех прочих валют мира, по отношению к драму. Кстати, до сих пор сколь-нибудь вразумительного объяснения этому феномену Центробанком так и не было дано.
Теперь, когда на нашей фондовой бирже покупается-продается несравнимо меньше долларов, чем через обменные пункты, именно итоги этих торгов и предопределяют официальный курс драма к упомянутой мировой валюте. Между тем, высокая степень концентрации экономики на фоне сращения крупного капитала с государственными структурами не дают оснований надеяться на объективность «итогов» торгов. Хотя формально сия процедура и проходит на уровне евростандартов, после перехода Армянской Фондовой Биржи в собственность солидной фирмы NASDAQ OMX Group Inc.
Альберт Хачатрян