Вначале отметим, что прошлый год был довольно неблагоприятным для нашей «коньячной» отрасли: объем производства этого напитка, в абсолютных показателях составив менее 987 тыс. декалитров, сократился по сравнению с предыдущим годом на более чем 609 тыс. декалитров (или же на 38,2%). Экспорт коньяка за этот же период с 1507 тыс. декалитров скатился до менее 923 тыс. декалитров, или же сократился на более чем 584 тыс. декалитров (спад на 38,8%).
Заметим, что армянский коньяк в подавляющем большинстве идет на экспорт – доля последнего в общем объеме его производства в 2008 году составила 94,4%, незначительно снизившись в 2009 году — до 93,5%. Поэтому экономическая ситуация в России, основном импортере армянского коньяка, напрямую влияет на динамику отечественного производства и экспорта этого напитка.
В посткризисный период дела в отрасли несколько улучшились, хотя показатели докризисного 2008 года так и не были достигнуты. Так, в январе-сентябре текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем производства коньяка в республике увеличился на 17,5%, однако по отношению к уровню января-сентября докризисного 2008 года составил лишь 59,6%. Примерно такая же картина имеется по динамике экспорта – соответственно прирост на 19,8% и спад на 47,2%.
На днях в России было принято решение об установлении с 1 января будущего года минимальной цены на коньяк, в размере 193 рубля (что эквивалентно, по среднерасчетному курсу российского рубля на 14 декабря, $6,28) за 0,5 литра. При этом минимальная цена на коньяк, поставляемый производителем в магазины, должна составлять 152 рубля ($4,94), а на ввозимый на территорию России из-за рубежа — 167 рублей ($5,43) за 0,5 литра.
Естественно, возникает вопрос, поспособствуют ли эти меры, предпринятые российскими властями в ходе борьбы с контрафактной продукцией, наращиванию экспорта армянского коньяка в Россию?
В ответ на этот вопрос председатель Ассоциации виноделов Армении Аваг Арутюнян заметил, что вначале надо рассмотреть сегментацию рынка коньяка в России. Дело в том, что армянский коньяк, даже ординарный, стоит недешево, поэтому сие решение российских властей практически не повлияет на продажу дорогостоящих марочных коньяков. Что касается тех же ординарных коньяков, то тут возможны определенные сдвиги в покупательском спросе.
Известно, что российские потребители со сравнительно низким уровнем доходов предпочитали приобретать суррогаты, или же дешевые, не столь уж качественные, коньяки местных производителей, по цене ниже 150-160 российских рублей за пол-литра. После введение в действие минимальной планки в 193 рубля за 0,5 литра «фальшивые» коньяки неминуемо исчезнут с организованного рынка, что, в свою очередь, приведет к изменениям в выборе потребителей.
Если упомянутую выше группу потребителей по признаку величины денежных доходов разделить, в свою очередь, на три подгруппы, то возможен переход потребителей высшей подгруппы на потребление армянских ординарных коньяков. В этом случае, по мнению Арутюняна, можно ожидать заметного роста спроса, порядка 20% и даже вплоть до 30%, на ординарные коньяки. Ну, а для обеспечения этого спроса наши коньячные заводы должны полнее использовать свои производственные мощности. Специалист считает, что отечественные предприниматели имеют возможность резко и оперативно нарастить выпуск трехзвездочного коньяка, чтобы не упустить удобный момент для сбыта своей продукции.
К словам армянского специалиста нелишне добавить мнение российских экспертов, которые высоко оценивают армянский коньяк. В частности, считается, что в России, наряду с французским коньяком, хорошим, устойчивым спросом пользуется продукция армянских коньячных заводов. Российских рынок довольно велик, и в нем доминирует (с долей в 80-90% в общем объеме ресурсов) местная продукция. В низовом ценовом сегменте доминируют коньяки российских производителей, а вот в среднем и low-premium сегментах лидируют французские и армянские коньяки. В премиальный сегмент представлен в основном французской продукцией.
Однако, увы, по цене марочный коньяк доступен не каждому потребителю, особенно из числа рядовых. А рядовых потребителей намного больше, чем любителей посмаковать марочный коньяк. По информации российских экспертов, ординарные коньяки занимают свыше 90% сегмента рынка страны. И, как можно ожидать, именно в этом сегменте возможны благоприятные для армянских предприятий качественные сдвиги.
Альберт Хачатрян