На днях власти Грузии обратились к международным организациям и фондам с просьбой использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы «прекратить уничтожение исторических грузинских памятников на оккупированных территориях страны». В данном случае речь идет об Илорском храме Святого Георгия Победоносца в Абхазии, построенном в 11-ом веке.
Министр культуры и охраны памятников Грузии Николоз Руруа заявил о том, что в храме Святого Георгия уничтожены все грузинские надписи, церковь полностью побелили и, более того, возвели на нее лукообразный купол, характерный для русской православной церкви. Он также не упустил случая заявить о том, что «многовековые памятники являются не только частью грузинской культуры и истории, но и частью мирового культурного наследия».
Кроме чиновников случившимся обеспокоена также и патриархия Грузии, которая готовит специальное обращение к Московскому патриархату в связи с превращением Илорского храма Святого Георгия в русскую церковь. Духовенство требует объяснений в связи с полным обезличиванием древней грузинской церкви в Очамчирском районе Абхазии.
В Тбилиси связывают этот вандализм с попытками стереть грузинский след в оккупированном регионе. Из вышесказанного следует, что мировое сообщество должно непременно откликнуться на зов Грузии о помощи. Ведь речь идет о грузинской церкви, являющейся частью мирового наследия.
В итоге, представился удобный случай, чтобы высокопоставленные госчиновники и представители духовенства Грузии на себе испытали то отношение, которое они проявляют к армянским церквям в Грузии. Интересно, каково испытать на себе ситуацию, когда отмахиваются или игнорируются просьбы и законные требования?
Грузинская сторона беспокоится всего лишь о судьбе одного храма и просит международное сообщество «зафиксировать этот акт вандализма и нарушения всех цивилизованных норм». Так и хочется, чтобы международное сообщество также зафиксировало многочисленные акты вандализма в отношении армянских церквей в Грузии. По отношению к армянским культурно-историческим памятникам, которые также полноправно могут считаться частью мирового наследия, применяется тактика огрузинивания. К примеру, армянскую церковь Ерерман Сурб хач в городе Ахалцихе местные власти пытаются превратить в православную грузинскую. Что же касается армянских церквей Норашен, Сурб ншан, Шамхорецоц Сурб Аствацацин, Сурб Минас, то они закрыты и продолжают разрушаться.
Великодушная власть Грузии, согласно проводимой политике огрузинивания церквей, возьмется за реставрацию полуразрушенных армянских церквей за свой счет, тем самым, выражая свое «толерантное» отношение к святыням нацменьшинств страны. Но не все то золото, что блестит, и в процессе реставрации со стен армянских церквей по уже сложившейся традиции могут быть стерты все записи, свидетельствующие о том, что церковь была армянской.
В нынешнем году, вместо восстановления армянской церкви Мугни в Тбилиси, как было обещано, начали проводить археологические раскопки. В итоге, как и следовало ожидать, пытливые грузинские археологи докопались до «истины» и объявили, что церковь Мугни грузинская…
Хочется привлечь внимание того же международного сообщества на то, что в религиозной жизни Грузии — члена Совета Европы, на сегодняшний день действуют дискриминационные порядки: церкви нацменьшинств не имеют признанного юридического права на реализацию своей пасторальной миссии.
Конституция Грузии и взятые страной международные обязательства создают достаточную базу для придания Армянской церкви Грузии, так же, как и всем остальным основным религиозным группам, статуса юридического лица.
Однако таковой статус имеется только у Грузинской православной церкви.
В ноябре текущего года официальный Тбилиси устами заместителя министра реинтеграции Грузии Элене Тевдорадзе заявил о том, что не собирается предоставлять статус на реализацию пасторальной миссии Армянской апостольской церкви в Грузии. Вместо этого статуса, ей и другим церквям нацменьшинств предлагается статус субъекта общественного права.
Однако странно, что светская и духовная власти Грузии, попирая и ущемляя права церквей-меньшинств в своей стране, требуют справедливости и с возмущением заявляют об акте вандализма и нарушения всех цивилизованных норм…
Мария Асатрян