Прошлый год в Армении ознаменовался крахом проводимой экономической политики, которая в принципе «одобрялась» солидными международными банками, в числе которых был и Всемирный банк (World Bank). Во всех отраслях экономики был зафиксирован спад — от 0,1% в сельском хозяйстве до 36,4% в строительстве. В итоге важнейший показатель, своего рода барометр экономики – валовой внутренний продукт, сократился на весомые 14,4%.
Сокращение налоговых доходов государственного бюджета вынудило для латки его прорех прибегнуть к внешним источникам финансирования – кредитам тех же мировых банков. С учетом предыдущих ссуд, внешний долг достиг небывалой для Армении цифры. По состоянию на 30 сентября прошлого года он превысил планку в 2,7 млрд долларов США и увеличился, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, на 1190 млн долларов, или же на 77,7%. После Международного валютного фонда (International Monetary Fund), которому мы должны 823 млн доллара, вторым, по величине долга, кредитором является именно ВБ — 545 млн долларов.
На днях региональный директор Всемирного банка по Южному Кавказу Асад Алам (Asad Alam), находящийся с визитом в нашей стране, заявил, что Всемирный банк начинает разработку новой стратегии помощи Армении. По его мнению, Армения считается одной из лучших стран по показателям эффективности проводимых Всемирным банком программ за последние 10-15 лет. Отметим, что Всемирный банк оказывает содействие Армении, наряду с прочим, в решении вопросов, связанных с развитием систем здравоохранения и образования, строительства дорог, восстановления оросительных каналов, социального обеспечения. На период с 2009 по 2012 год предусматривается предоставление Армении средств в размере $550 млн., из которых $100 млн. — для подпитки государственного бюджета, а остальные $450 млн. — на государственные инвестиционные программы.
Как известно, одна из наиболее тяжелых проблем нашего сельского хозяйства связана — нехватка оросительной воды. Здесь имеются как объективные, так и субъективные причины. В свое время, пытаясь решить эту проблему, наметили и стали внедрять утопическую программу полного использования для орошения полей Араратской долины воды нашего уникального водоема – озера Севан. Теперь появились более рациональные методы – использование, наряду с севанской, и артезианской воды. За годы реализации множества программ по обеспечению наших сел оросительной водой были потрачены десятки миллионов долларов.
Однако в 2009 году объем продукции растениеводства страны, вместо логического роста, сократился на 0,7%. Скидывать происшедшее на глобальный кризис выглядело бы по меньшей мере абсурдным. К тому же нам кризис перепроизводства далеко не светит, по причине супер-низкого среднего показателя валовой продукции на одно фермерское хозяйство.
Здесь скорее сказались просчеты в государственной политике регулирования отрасли, ряд других факторов, в том числе и тривиальная нехватка воды… Или же ее высокая для наших отнюдь не процветающих фермеров стоимость, при наличии этой воды! После этого утверждения о том, что Армения является «одной из лучших стран по показателям эффективности проводимых Всемирным банком программ», кажутся дипломатическими комплиментами.
Все это выглядело бы вполне невинно, если бы не тяжелое бремя долгов, которые скоро придется возвращать…