Прошедший в Ереване очередной съезд Союза добровольцев «Еркрапа», объединяющего участников карабахской войны, стал примечательным событием во внутриполитической жизни страны в контексте официального «развода» между двумя лагерями в организации – оппозиционным и готовым полностью перейти под контроль властей.
Не желая никоим образом умалять заслуги всех воинов – добровольцев, поднявшихся в начале 90-ых минувшего столетия на защиту армянского населения Нагорного Карабаха и приграничных регионов Армении от военной агрессии Азербайджана, вынуждены констатировать, что «Еркрапа» во внутриполитической жизни независимой Армении сыграл весьма негативную роль.
Данная организация, называющая себя неполитической, сразу после победы в карабахской войне стала играть определенную теневую роль во внутриполитических процессах. В частности, многие ее представители сыграли активную роль в подавлении выступлений оппозиции, протестующей против фальсификации итогов президентских выборов 1996 года. А уже через некоторое время Союз добровольцев «Еркрапа» был использован тогдашним министром обороны Вазгеном Саркисяном в качестве инструмента для смещения выступающего за уступки в карабахском вопросе президента Левона Тер-Петросяна.
Еще более интересная ситуация с «Еркрапа» сложилась в годы правления второго президента Роберта Кочаряна, когда целых 10 лет в обществе с переменной активностью муссировались слухи о косвенной поддержке главой организации Манвелом Григоряном оппозиции. В ходе президентских выборов 2003 и 2008 годов значительная часть видных представителей «Еркрапа», в том числе руководители многих региональных структур, активно поддержали оппозиционных кандидатов Степана Демирчяна и Левона Тер-Петросяна соответственно. Однако на открытую поддержку оппозиции Манвел Григорян так и не решился, отказавшись выразить четкую политическую позицию. Последние же два года он все более уверенно совершал дрейф в сторону властного лагеря, который завершился тем, что на съезд 16 февраля не были приглашены герои карабахской войны, придерживающиеся оппозиционных политических взглядов. Как видим, «Еркрапа» вновь стал инструментом, теперь уже в руках нынешних властей республики, которые после длительной тяжбы смогли установить свой контроль над организацией.
Только вот, наблюдая за всей шумихой вокруг съезда «Еркрапа», вынужденно задаешься вопросом: нужна ли вообще эта организация стране? Самостоятельность свою и вес она окончательно потеряла, и вряд ли кто-либо из политических сил во время возможных новых потрясений будет вновь пытаться заручиться поддержкой Союза добровольцев, кстати, на последнем съезде которого присутствовало огромное количество людей, не имеющих никакого отношения к карабахской войне.
Что же касается современной роли «Еркрапа» в карабахском вопросе, то она скорее негативная, чем позитивная. Подлинные участники боевых действий в 90-ых на войне потеряли здоровье, подавляющему их большинству за 45 лет, и в случае нового вооруженного конфликта они по объективным причинам не могут внести существенный вклад в дело защиты Родины. В плане же влияния на переговорный процесс по мирному урегулированию «Еркрапа» также не может принести особой пользы, поскольку люди, посвятившие свою молодость защите страны от азербайджанской агрессии, потерявшие на поле боя соратников и друзей, не в состоянии трезво оценивать происходящие в регионе геополитические процессы и способствовать проведению Арменией гибкой политики в сложившейся ситуации.
Если же к этому прибавить периодическое появление генерала Манвела Григоряна на публике, непременно сопровождающееся издевательством над литературным армянским языком и отборным матом в адрес журналистов, то станет напрашиваться вывод о том, что «Еркрапа» давно превратился в атавизм, периодическая активность которого стране в лучшем случае не приносит пользы. А если уж руководство организации желает, все-таки, сделать что-то хорошее, то пусть свои взоры обратит на решение социальных проблем воинов карабахской войны, многие из которых продолжают до сих пор просто бедствовать.
Иван Гарибян
Фото: Гагик Шамшян