Факт слабой интеграции коммерческих банков Армении в глобальный финансовый рынок при первой волне мирового кризиса неожиданно дал «позитивный» эффект…
В ходе презентации в Ереване доклада «Transition Report Presentation», подготовленного Европейским банком реконструкции и развития, главный экономист ЕБРР по Армении Хелена Швейгер отметила, что первая волна кризиса не ударила по Армении, поскольку армянские банки не находились в серьезной зависимости от глобального финансового рынка, а также потому, что у нас в этой сфере недостаточно активно применялись деривативные инструменты. Так что консервативная по сути политика наших коммерческих банков послужила как на пользу им, так и стране в целом…
Ситуация изменилась со второй волной глобального кризиса, который из финансового перерос уже в экономический. Дела у наших гастарбайтеров за рубежом, в основном в России, серьезно ухудшились, что отразилось на их денежных переводах на родину. В прошлом году, по сравнению с предыдущим, поток частных денежных трансфертов в Армению сократился на весомые 694,9 млн долларов США, или же на 30,6%. Такой масштабный спад незамедлительно сказался на многих сферах предпринимательской деятельности, в частности и особенно, на строительстве, которое ныне практически парализовано.
Обрисовав современное состояние армянской экономики, специалисты ЕБРР перешли к спасительным рецептам ее восстановления, вначале отметив, что деловая среда у нас нуждается в реформировании. В числе инструментов, желательных для достижения этих целей, специалисты ЕБРР выделили более эффективное проведение государством антимонопольной политики.
Не секрет, что в такой небольшой стране, как Армения, при слиянии крупного бизнеса с властными структурами создаются идеальные условия для монополизации отдельных сфер предпринимательской деятельности. Ряд товарных рынков характеризуется практически одним хозяйствующим на нем субъектом, или же рынок поделен между ограниченным количеством участников, что в принципе одно и то же.
Проводимая государством экономическая политика по сути поощряет крупный бизнес. Отдельные товарные рынки, фактически став вотчиной «ограниченного контингента» бизнесменов, наглухо закрыты для других предпринимателей. Не секрет, что «новичкам», при попытке доступа на уже полностью монополизированные товарные рынки, чинятся разного рода препятствия.
ЕБРР, подчеркивая роль малого и среднего бизнеса, призывает власти оказывать ему всяческую поддержку. Справедливости ради отметим, что сам банк также всячески помогает, в рамках своих полномочий, нашим предпринимателям, причем вне зависимости от статуса, малые они или крупные. Иначе чем объяснить внимание столь влиятельного мирового банка к такой «мелочи», как розничная торговля?
Напомним, что в прошлом году Европейский банк реконструкции и развития и сеть супермаркетов «СТАР» подписали кредитные договора, согласно которым последнему выделяется от ЕБРР кредит на 5,5 млн долларов. В условиях, когда небольшие розничные торговые предприятия, то есть тот же малый и средний бизнес, не выдерживают конкуренции со своими крупными собратьями, такая поддержка мировым банком крупного бизнеса идет несколько вразрез с его лозунгами…
Альберт Хачатрян