Как известно, с 1 апреля цена российского газа, поставляемого в Армению российским ОАО «Газпром», должна повыситься почти на 17%. Это вполне понятно. Наш северный сосед, руководствуясь собственными интересами, последовательно повышает цены на природный газ, ликвидируя кое-какие поблажки своим стратегическим партнерам. Так сказать, дружба дружбой, а табачок врозь!
В свою очередь, ЗАО «АрмРосгазпром», владельцем контрольного пакета акций является тот же ОАО «Газпром», представил Государственной комиссии по регулированию общественных услуг заявку на новые тарифы природного газа. Это также вполне понятно.
Непонятно то, что тарифы компания предлагает повысить далеко не адекватно росту оптовой цены природного газа. Так, для абонентов, потребляющих 10 тысяч и выше кубических метров природного газа тариф предлагается повысить на 51,5%, а для прочих абонентов – на 41,7%.
В связи с этим отметим, что оптовая цена, будучи основной статьей издержек, вместе с тем является лишь одной из составляющих себестоимости, а отсюда и розничной цены (тарифа) любого товара. Поэтому, более высокий, чем по оптовой цене, рост тарифов вызывает по меньшей мере удивление…
Предложение о повышении тарифов монополист обосновывает как повышением цены покупки российского газа, так и изменениями в курсе драма по отношению к доллару США, а также прошлогодними инвестициями в систему в размере 11,2 млрд драмов. Кстати, относительно изменения курса драма в тексте заявки компании написано буквально следующее: «учитывая заметный рост курса драма по отношению к доллару США в течение 2009 года». Однако в прошлом году драм не укрепился, а наоборот, ослаб. Вполне возможно, что это досадная опечатка. Но от этого суть предложения компании не меняется.
Дело в том, что абонентам, потребляющим 10 тысяч и более кубических метров природного газа, величина тарифа традиционно устанавливается не в драмах, а в долларах США. Так что прошлогоднее укрепление курса доллара пошло как раз на пользу монополисту.
В течение последующего за повышением тарифов года абонентам компании за использованный газ придется дополнительно выложить кругленькую сумму в 59 млрд драмов, что эквивалентно 152.5 млн долларам. Этот сумма в кратных размерах скомпенсирует как повышение покупной цены газа, так и инвестиции компании, обеспечив последней изрядный навар! Так что компании — только радость от повышения тарифа. А каково придется ее абонентам?
Как известно, природный газ является ценообразующим товаром. Поэтому любые изменения в его тарифе, подобно ядерному распаду, вызывают цепную реакцию в сложной, взаимосвязанной системе других тарифов и цен.
ЗАО «АрмРосгазпром» заблаговременно спрогнозировал на год потребности в природном газе в разрезе различных групп абонентов. Согласно этому прогнозу, немногим менее двух третей — около 64% предназначенного к распределению газа, приходится на коммерческие организации и бюджетные организации. Доля же населения превышает одну треть ресурсов — почти 36%
В системе энергетики крупнейшим потребителем природного газа (по прогнозу — почти 256 млн куб. метров в год) является Разданская ТЭС, которая годы назад, в счет погашения долгов, была передана в собственность России. Отметим, что Разданская ТЭС входит в четверку крупнейших генерирующих компаний страны, так что рост отпускных цен на вырабатываемую ею электроэнергию неминуемо приведет к корректировке единого тарифа по отрасли.
В случае повышения тарифа на заявленную величину промышленные предприятия за год дополнительно выложат 18,8 млрд драмов (10,4 млн долларов). Много это или мало? Для сопоставления приведем общий объем промышленной продукции за прошлый год – менее 533 млрд драмов. В промышленности крупнейшими абонентами компании являются завод «Наирит», который никак не может встать на ноги, а также цементные и металлургические заводы, изготовители стеклянной тары и хлебозаводы…
Предприятиям по производству стеклянной тары придется переплатить за использованный природный газ сумму в 0,7 млрд драмов (свыше 1,7 млн долларов). Вследствие этого продукция отрасли, являющейся ныне одной из перспективных для нашей экономики, при тех же прочих равных условиях неминуемо подорожает. Отметим, что два наших предприятия по производству стеклянной тары – «Glass World Company» и ООО «Саранист», поставляют свою продукцию местным предприятиям по производству консервов, минеральных вод, алкогольных и безалкогольных напитков, а также экспортируют. Поэтому цепная реакция роста цен, распространяясь на продукцию отмеченных выше отраслей, приведет к снижению конкурентоспособности всех этих товаров (включая и саму стеклянную тару) как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Возрастут отпускные цены цемента, для производства которого природный газ является основным видом технологического топлива, и, по некоторым данным, в себестоимости продукции достигает аж 70%. Если прогноз монополиста относительно объемов закупок природного газа нашими двумя цементным заводами оправдается, то последним придется доплатить ему сумму в 3,8 млрд драмов (почти 10 млн долларов). Так что тяжелые проблемы цементных заводов, связанные с сокращением строительства в республике, еще более усугубятся.
Повышение тарифа природного газа, затраты на который занимают от 7% до 8% в себестоимости хлеба, приведет к подорожанию стоимости этого важнейшего продукта питания. По расчетам, средняя розничная цена хлеба высшего сорта с прошлогодних 376,6 драмов за килограмм поднимется до примерно 395 драмов, или же увеличится почти на 5%. Причем, этот расчетный процент в реальности может быть гораздо выше — вследствие широко распространенной практики округления цен в пользу повышения. Основываясь на показателях минимальной продовольственной корзины за IV квартал прошлого года, можно оценить прирост расходов на хлебопродукты – до 17 тысяч драмов на год в расчете на одного человека. Но, надо принять во внимание, что расчет выполнен для идеальных условий, так что в действительности, с повышением тарифов на воду и электроэнергию, ростом транспортных расходов этот показатель будет ощутимо выше.
Газозаправочным станциям, которых у нас неимоверное количество, также придется за покупной газ отстегнуть в год дополнительные 18,6 млрд драмов (10,3 млн долларов). Бремя этих расходов, несомненно, будет возложено на клиентуру станций, в числе коих находятся и автотранспортные предприятия. Последние же, в свою очередь, постараются скинуть этот груз уже на своих клиентов. В частности, автотранспортные предприятия, обслуживающие маршруты общественного транспорта, в очередной раз потребуют повышения тарифов на перевозку пассажиров. А тарифы на грузовые перевозки автомобильным транспортом, не регулируемые государством, будут повышены без всяких проволочек.
В среднем на одного абонента из числа населения, при сохранении всех прочих условий, расходы на потребленный газ возрастут на 40 тысяч драмов в год. Понятно, что необеспеченные семьи постараются экономнее расходовать природный газ, вследствие чего общий объем потребления снизится. То есть один из аргументов компании в пользу повышения тарифа – сокращение потребление газа в стране, приобретет еще большую остроту. Не стоит напоминать специалистам компании тривиальную истину, что увеличить объем продаж можно снижением цены, а не наоборот.
Тарифы на природный газ повышались и ранее, и, по понятным причинам, не приветствовались нашей общественностью, в том числе предпринимателями (за исключением «газовиков»). Однако, на сей раз для пересмотра тарифов был выбран крайне неблагоприятный момент для нашей экономики … И пустопорожние разговоры о том, что, мол, повышение тарифа незначительно отразится на экономике страны и уровне жизни населения, иначе, чем дезинформацией, нельзя именовать.
В то же время, учитывая явную абсурдность новых тарифов, нельзя скидывать со счетов и другой сценарий дальнейших шагов. После шумных «дебатов» в Комиссии по регулированию общественных услуг заявленные супер-тарифы чуточку снизят. Тогда и общественность успокоится, и компания-монополист получит лакомые тарифы!
Альберт Хачатрян