Внутренняя политика
На уходящей неделе представители властного и оппозиционного лагерей продолжили комментировать перспективы возвращения в политику бывшего президента Роберта Кочаряна. Журналисты воспользовались редким появлением в Национальном собрании лидера партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна, называемого большинством экспертов протеже экс-президента. Олигарх в беседе с журналистами, по сути, отказался оценить вероятность возвращения Кочаряна к активной политической жизни, отметив лишь, что бывший глава государства, судя по характеру, сам возвестит о своем решении. В то же время представители непримиримой оппозиции считают подобное развитие событий маловероятным.
«Возвращение Кочаряна в политику считаю невозможным не только потому, что на совести этого человека множество преступлений, и народ его ненавидит. Его поездка в Иран по указке Сержа Саргсяна еще раз подтвердила данный факт», — заявил на пресс-конференции координатор Центрального офиса Армянского национального конгресса Левон Зурабян. Оппозиционер привел весьма интересный аргумент, согласно которому, если бы у Кочаряна были планы на возвращение, он бы не выполнил задание Сержа Саргсяна. Только вот в воздухе продолжает висеть вопрос, действительно ли, посещая Тегеран, отставной президент выполнял задание нынешнего руководства страны: хотя из уст главы МИД прозвучало о согласовании визита Кочаряна с властями, однако разговоры о начале экс-президентом самостоятельной политической игры не прекращаются.
А конфликт между двумя приближенными к властям олигархами – лидером «ПА» Гагиком Царукяном и членом Республиканской партии Армении Рубеном Айрапетяном, стороны продолжают пытаться решить характерным для них панибратским способом. В итоге, во всем оказались виноваты журналисты, которые, на взгляд Царукяна, своим вмешательством портят его отношения с Айрапетяном. То есть, по мнению главы «Процветающей Армении», СМИ оказались виновными в том, что он объяснил свой отказ поехать на футбольный матч в турецкую Бурсу изначально очевидными низкими шансами армянской команды и в последовавшей довольно жесткой перепалке с руководителем Федерации футбола Армении Айрапетяном.
Как и ожидалось, разгорелся скандал в связи с призывом руководителя карликовой партии «Союз конституционное право» Айка Бабуханяна запретить деятельность партии «Наследие». Представители «Наследия» справедливо заметили, что на заявления Бабуханяна можно было и вовсе не обращать внимание, если бы они на деле были исключительно его собственными.
Все дело в том, что после многочисленных внутренних расколов пару лет назад оба осколка «СКП» оказались полностью подконтрольными властям, и появление их представителей на арене, как правило, бывает обусловлено стремлением тех или иных сил в руководстве страны озвучить собственные пожелания и планы. Здесь сразу необходимо обратить внимание на несерьезный характер самого предложения о запрете «Наследия» за антигосударственную деятельность, поскольку трудно представить, что власти Армении намерены создать себе дополнительные проблемы как внутри страны, так и в отношениях с Советом Европы. И без этого, содокладчики ПАСЕ по Армении Прескотт и Коломбье потребовали от официального Еревана в короткий срок представить четкий план мероприятий по преодолению внутриполитического кризиса, выявлению и наказанию виновных за гибель людей во время трагических поствыборных событий 2008 года. И тут не хватало еще запретить какую-нибудь политическую партию, да еще представленную в парламенте. Причем сделать это предлагалось лишь за то, что представитель «Наследия» Заруи Постанджян осмелилась в ходе зимней сессии ПАСЕ поднять скандал в связи с ее выводом из состава армянской делегации. В результате остается сделать два вывода: либо власти решили просто зондировать общественное мнение и немного запугать «Наследие», активно выступающее против реализации армяно-турецких протоколов, либо сам Айк Бабуханян захотел напомнить о своем существовании, наделав шуму вокруг своей персоны и одновременно оказав властям медвежью услугу.
Между тем, все увеличивается брешь между «Наследием» и Армянской Революционной Федерацией Дашнакцутюн, которые вместе с рядом более мелких политических сил осенью минувшего года объединили свои усилия в борьбе против армяно-турецких протоколов. Поводом для разгорания конфликта стал спор о том, кто же на самом деле является оппозиционной силой. В этом споре главным героем оказался являющийся членом армянской делегации в ПАСЕ один из видных представителей АРФ Дашнакцутюн Армен Рустамян, который во время зимней сессии организации в конце января всячески поддержал своих коллег по правящей в Армении коалиции. Этим не преминула воспользоваться депутат Национального Собрания от «Наследия» Заруи Постанджян, обвинив АРФД в поддержке позиции властей страны. Здесь в ситуацию вмешался глава парламентской фракции АРФ Дашнакцутюн, который отметил, что оппозиционность политических партий определяют не европейские структуры, а народ Армении. Однако, как и можно было ожидать, Ваан Ованнисян в своем выступлении с трибуны парламента благополучно «забыл» упомянуть, что народ весьма четко определился в этом вопросе, никоим образом не желая воспринимать АРФД в качестве оппозиционной силы, чему сильно способствует продолжение партией двойственной и противоречивой политики в своем отношении к властям республики.
Карабахское урегулирование и регион
США, обеспокоенные замедлением темпов нормализации армяно-турецких отношений, неконструктивной риторикой высокопоставленных турецких официальных лиц, вновь решили обратить внимание сторон на необходимость продвижения вперед по сложному пути, начало которому было дано с оглашения так называемой «дорожной карты». На это раз заместитель госсекретаря США Филипп Гордон с молчаливого согласия Москвы решил буквально дать Еревану и Анкаре указание, подчеркнув, что Армении и Турции следует прогрессировать в вопросе ратификации протоколов по нормализации отношений и воплощать в жизнь их содержание. «Мы уверены, что это хорошая возможность для преодоления действительно исторических разногласий между двумя странами, что выгодно им обеим», — заявил Гордон.
По его словам, «нормализация двусторонних отношений и открытие границ будет способствовать установлению мира и стабильности в регионе». Здесь же власти Турции и Азербайджана ждало очередное разочарование, поскольку высокопоставленный чиновник Государственного департамента США вновь обратил внимание на необходимость нормализации армяно-турецких отношений, не связывая их с другими вопросами: «Мы уверены, что эту проблематику не следует увязывать с другими вопросами. Ее нужно решать вне зависимости от остальных вопросов, так как это соответствует интересам двух стран», — подчеркнул Гордон. Высокопоставленный чиновник добавил также, что правительство США контактирует с Ереваном и Анкарой, побуждая их прогрессировать в этом вопросе. Таким образом, в очередной раз мы стали свидетелями консенсуса между основными геополитическими игроками – США и Россией, относительно необходимости стабилизации ситуации в регионе. Как мы помним, совсем недавно в аналогичном ключе в присутствии турецкого премьера высказался глава правительства России Владимир Путин.
Только вот позиция мировых держав плохо доходит до руководителей Турции, продолжающей оставаться прямым заложником истерично настроенного Азербайджана. Официальный же Баку продолжает демонстрировать всему миру полную оторванность от реальности и нежелание способствовать установлению долгосрочного мира в регионе.
«Сегодня Турцию обвиняют в умышленном оттягивании ратификации протоколов. На самом деле Турция желает установить отношения и между раскиданным по всему миру армянством и турками, и с Арменией», — заявил на неделе глава МИД Турции Ахмет Давутоглу, в тот же момент подчеркнув, что Анкара и впредь не намерена признавать Геноцид армян. Далее глава турецкого внешнеполитического ведомства полностью проигнорировал призывы Вашингтона и Анкары не связывать процесс армяно-турецких отношений с другими проблемами, в том числе карабахской: «20 процентов территории Азербайджана оккупированы, и ни Турция, ни Азербайджан не согласны с сохранением статус-кво. Потому Турция и изменила свое отношение к протоколам. Несмотря на это, протоколы могут быть ратифицированы, если будет решен вышеуказанный вопрос. В этом отношении Турция надежду не теряет».
Примечательно то, что в данных высказываниях главы МИД Турции наблюдается отпечаток интеллектуальных способностей высших азербайджанских чиновников, что ему явно не на пользу. Имеем в виду демонстративный отрыв от реалий и необузданную топорность. Иначе нельзя назвать высказывания Давутоглу о несогласии Анкары и Баку с сохранением статус-кво в регионе. Ведь начало нынешнего армяно-турецкого процесса очевидным образом было обусловлено именно консенсусом между Западом и Востоком относительно возможности изменения статус-кво в регионе, только вот геополитическим игрокам никак не удается довести до сознания властей Азербайджана возможность подобного развития событий исключительно в случае взаимных болезненных уступок сторон конфликта. Знаковым в последних высказываниях Давутоглу стало также то, что глава МИД Турции вольно или невольно признался в изменении отношения его страны к армяно-турецким протоколам в то время, как всю вторую половину января официальная Анкара обвиняла Армению в попытках своеобразной трактовки подписанных в Цюрихе документов, имея в виду решение Конституционного Суда республики.
С важным заявлением в ходе прошедшей на уходящей неделе очередной парламентской четырехдневки выступил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян. Он подчеркнул, что без участия Нагорного Карабаха решение карабахского конфликта невозможно. По его словам, такова позиция Армении и сопредседатели Минской группы ОБСЕ к ней относятся с пониманием. Высказывания главы армянского внешнеполитического ведомства стали ответом на вопрос депутата Наиры Зограбян о том, что после встречи президентов Армении, Азербайджана и России в Сочи была распространена информация, согласно которой в преамбуле Мадридских принципов по карабахскому урегулированию говорится о необходимости участия НКР в переговорах. После же прозвучавшей реплики о том, что Баку опровергает эту информацию, Налбандян отметил: «Это очередное проявление деструктивного подхода Азербайджана».
В самом же Азербайджане продолжают еще грезить мечтами о том, что международное сообщество должно «поставить на место Армению». Эти грезы периодически выливаются в отчаянные призывы к геополитическим игрокам, на этот раз произнесенные из уст заведующего отделом внешних связей Администрации президента Азербайджана Новруза Мамедова. Объяснить же причины этих отчаянных действий легко: в Баку все больше осознают, насколько приблизился момент, когда международное сообщество поставит на место сам Азербайджан, не идущий ни на какие серьезные уступки в вопросе карабахского урегулирования, тем самым, фактически, срывая мирный процесс.
Экономика и социальная жизнь
Руководство Армении, наконец, решило задуматься над проблемой роста цен, наметившегося в последние месяцы. У президента Сержа Саргсяна прошло совещание, посвященное проблеме. Как заявил с трибуны парламента премьер-министр Тигран Саркисян, уровень цен находится в центре внимания правительства, и «мы должны принять меры для их сдерживания». Однако в своей пространной речи глава правительства так и не ответил на вопрос о социальных последствиях 40-процентного повышения тарифа на газ, намеченного на 1 апреля.
Экономический кризис сильно ударил по производству коньяка в Армении. В 2009 году оно сократилось на 38,4 % по сравнению с 2008 годом и составило 9 млн. 869 тысяч литров. В то же время, согласно данным Национальной статистической службы, общий объем производства ликероводочной продукции в стране в 2009 году вырос на 7,7 % — до 13 млн. 146 тыс. литров, производство вин выросло на 30,8 % и составило 4 млн. 372 тыс. литров, объемы производства пива выросли на 2,8 % — до 10 млн. 825 тыс. литров.
За минувший год значительно сократился и импорт в Армению нефтепродуктов. Всего импортировано 344 тыс. 510 тонн нефти и нефтяных продуктов (в том числе бензин и дизельное топливо) на сумму $237,93 млн. По данным Комитета по госдоходам, данный показатель сократился в сравнении с 2008 годом на 13,9%, а показатель таможенной стоимости сократился на 36,3%.
Компания «Армавиа» заявила о готовности осуществлять внутренние авиаперевозки, если в Армении будут работать соответствующие аэропорты. Как пояснил глава компании Михаил Багдасаров, сегодня в стране есть лишь два действующих аэропорта — в Ереване и в Гюмри, а что касается Гориса и Капана, то скоро на вооружении «Армавиа» появится новый 48 местный самолет АТФ 42-500, который может летать на внутренних рейсах, если Комитет гражданской авиации примет эти аэропорты в эксплуатацию. По его словам, после завершения строительства аэропорта столицы НКР рейс Степанакерт — Ереван будет осуществлять компания «АрцахАвиа».