По просьбе NEWS.am ситуацию с обострившимися в прошлом году турецко-израильскими отношениями прокомментировал эксперт по Ближнему Востоку турецкого исследовательского центра «Глобальные политические направления» Джан Йирик.
После известного инцидента в Давосе турецко-израильские отношения продолжают оставаться напряженными. Чем это обусловлено и до какой степени может все дойти?
Причиной возникновения напряженности в турецко-израильских отношениях стало развязывание Израилем военных действий в Секторе Газа в конце 2008 года. Однако весь вопрос заключался в том, что Израиль осуществил нападение на Сектор Газа всего через несколько дней после того, как президент этой страны Эхуд Ольмерт посетил Турцию. Такая последовательность событий создала впечатление, что Турция поддержала Израиль в вопросе нападения, что настроило исламский мир против нее. Однако Турция не знала о планах Израиля, и военные действия, начатые Израилем сразу после визита израильского президента в Турцию, ввергли Анкару в шок. Турецкие власти не смогли проглотить это оскорбление, когда Израиль, фактически, противопоставил Турцию всему мусульманскому миру.
Самый жесткий ответ Турция дала Израилю во время Давосского саммита, когда премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган обвинил Шимона Переса в убийстве мирного населения Палестины и демонстративно покинул зал. Это стало началом политической напряженности в турецко-израильских отношениях. Кроме того, весь 2009 год можно считать годом протестов против Израиля в Турции. Акции протеста проходили во всех провинциях Турции.
В контексте этих событий нужно учесть и новые особенности внешней политики Турции. В мае 2009 года новоназначенный министр иностранных дел Ахмет Давутоглу перевел внешнеполитический вектор Турции на восток – к исламскому миру.
Шероховатости в турецко-израильских отношениях время от времени возникают, однако они не переходят опасную черту. У Турции с Израилем 60-летняя история военного сотрудничества, и эти отношения были отмечены многочисленными примерами дружественных отношений.
В 1958 году в Турцию тайно прибывают премьер-министр Израиля, министр иностранных дел, начальник Генштаба, руководитель MOSSAD и встречаются с руководством страны. Об этой встрече становится известно лишь годы спустя. Во время этой тайной встречи подписывается соглашение, согласно которому, не входящие в арабский мир мусульманские страны Турция, Иран, Эфиопия и немусульманский Израиль договариваются о военном сотрудничестве. Сразу после подписания этого договора Израиль и Турцию взаимно посещают военные делегации обеих стран. Политического и экономического сотрудничества тогда еще не было, однако тесное военное сотрудничество продолжалось. Тогда Турция оказывается в тяжелом экономическом положении, тогда же турецкие войска входят в Кипр, и чтобы Турция могла противостоять трудностям и, одновременно, получать в кипрском вопросе поддержку арабских стран в ООН и пользоваться нефтяными запасами арабских стран, военное сотрудничество с Израилем хранилось в тайне.
Однако через несколько лет возник вопрос курдского терроризма, а армянская диаспора начала процесс признания Геноцида. Тогда уже Турция экономически окрепла, поддержка арабских стран в кипрском вопросе в ООН ей больше не была нужна. Кроме того, арабские страны считали КРП освободительным движением, и Турция еще больше сблизила свои отношения с Израилем – скрывать их больше не было смысла. Турция также нуждалась в поддержке мощного еврейского лобби США, чтобы противостоять армянской диаспоре и не пропускать в Конгрессе США проекты антитурецких резолюций.
Как уже было отмечено, в турецко-израильских отношениях есть определенная черта, которую напряженность не переходит. Конец время от времени накаляющихся отношений невозможен. Когда Израиль создавался, была холодная война. И Израиль, и Турция находились тогда в западном лагере, и эти две страны, которые совместно боролись с коммунизмом, не будут серьезно конфликтовать. Израиль и Турция связаны проектами на сотни миллионов долларов. Имеет место серьезное сотрудничество в военной сфере, в медицине, науке и других областях. Все это имеет место на государственном уровне – власть сменится, и отношения вновь улучшатся.
Самым опасным во всем этом было то, что после военных действий против Сектора Газа, во время акций протестов в Турции, использовались также и плакаты, оскорблявшие национальную гордость евреев и пропагандировавшие антисемитизм. А ведь критиковать Израиль – это одно, ненавидеть евреев – совсем другое. Здесь и была нарушена опасная черта. На витринах магазинов появились плакаты «Евреям и армянам вход воспрещен». Более того, после событий в Газе Министерство образования Турции спустило школам распоряжение, в соответствии с которым, ученики, перед началом занятий должны были провести минуту молчания в память детей, погибших в Палестине. Еврейская община Турции резко раскритиковала это решение и распоряжение было отозвано. Однако в школах успели его осуществить. То есть, школьники, как обычно, перед уроком декламировали: «Я турок, я трудолюбив, я прав», после чего они отдавали дань уважения погибшим в Палестине детям. Это очень опасное явление, поскольку ребенок, ничего не зная, наполняется слепой ненавистью к евреям, и через несколько лет это поколение будет заражено антисемитизмом и враждебным отношением к евреям. То же можно сказать и в вопросе Армении. «Оккупация» Арменией Карабаха — это одно, армяно-турецкие отношения — другое. Турция, обуславливая урегулирование армяно-турецких отношений вопросом третьей стороны – вопросом Карабаха, закладывает ненависть также к армянам. Сейчас дошли уже до того, что турок ассоциирует слово «Армения» с тем, что армяне «захватили» Карабах, и с тем, что это мешает урегулированию отношений с Арменией. Сегодня премьер-министр Турции говорит, что протоколы будут ратифицированы лишь после урегулирования карабахского конфликта, поскольку думает, что, сделав наоборот, он потеряет голоса. Потому что в Турции, услышав об Армении, тут же представляют себе также Карабах.
В турецких СМИ были публикации о том, что за «Эргенеконом» стоит израильская спецслужба MOSSAD.
Думаю, что в Турции слишком много легенд об Израиле и MOSSAD. Думаю, что Израиль в своей внешней политике отводит Турции очень много места. Как бы ни напрягались турецко-израильские отношения, все равно, Израиль не захочет, чтобы какая-либо арабская страна стала бы сильнее Турции в регионе. Израиль не хочет нестабильности Турции, это не в его интересах, поскольку между ними есть огромное число соглашений.
Конечно «Эргенекон» хотел совершить переворот и сместить нынешнюю власть. Но подготовка и осуществление переворота в Турции слишком дорого бы обошлись Израилю. Имею в виду не финансовую сторону вопроса – Израиль потерял бы в лице Турции друга, а также способствовал бы усилению в Турции антисемитизма.
Некоторые руководители Турции бездоказательно заявили, что «Эргенекон» является делом рук Израиля, чем поставили Израиль в тяжелое положение. Если были доказательства, надо было их представить. В Турции должны здраво рассуждать. За всем происходящим там видят США, Армению, Израиль, MOSSAD. Это происходит потому, что турецкий народ не доверяет госструктурам своей страны. Например, в настоящее время Турция и Армения пытаются урегулировать отношения, а Турция заявляет, что за этим стоят США. Да, США помогает помириться, однако Турция желает урегулировать отношения с Арменией, исходя из своих интересов.
Как уже было сказано, 2009 год стал в Турции годом протеста против Израиля. Премьер-министр Турции Эрдоган уже неоднократно предъявлял Израилю жесткие обвинения. Однако ответы Израиля не адекватны, Израиль избегает открытого конфликта. Израиль боится Турции?
Ответы Израиля отличаются от других. Когда что-то происходит, турки начинают кричать. Так же ведут себя и арабы. Но Израиль не вошел в словесную перепалку с Турцией. Если Турция потеряет Израиль, то она не многое потеряет. Израилю же, в отличие от Турции, есть над чем подумать. Турция очень важна для Израиля. Не надо от Израиля ждать адекватного ответа Турции. Это будет стратегической ошибкой. Израилю противостоит арабский мир, Иран, и потеряв Турцию, он встанет перед серьезной угрозой.
P.S. Отметим, что интервью было уже готово, когда произошли известные события с усаживанием посла Турции в Израиле на более низкий стул.
Подготовил Андраник Испирян