Ратификация армяно-турецких протоколов или карабахское урегулирование — что сначала? Дискурс недели
31 октября 2009, 13:12
Внутренняя политика
На уходящей неделе главным событием внутриполитической жизни страны стали мероприятия, посвященные одной из самых трагических страниц в истории независимой Армении. 27 октября исполнилось 10 лет со дня невиданного террористического акта в парламенте, в результате которого в прямом эфире Национального радио, в присутствии десятков журналистов и телекамер были в упор расстреляны председатель Национального Собрания, бывший руководитель Советской Армении Карен Демирчян, премьер-министр Вазген Саркисян и еще шестеро политических деятелей. Полностью обезглавленным оказался победивший на выборах лишь несколько месяцев назад блок «Единство», возглавляемый политическим тандемом Демирчян-Саркисян. Более того, в считанные минуты были полностью обезглавлены сам парламент и правительство, вся полнота власти полностью перешла в руки действующего тогда президента Роберта Кочаряна. Прошло целых 10 лет, однако «фактор 27 октября» продолжает играть важную роль во внутриполитической жизни страны. Хотя террористы приговорены к пожизненному заключению, и власти уверены, что в раскрытии преступления давно поставлена точка, оппозиция из года в год настаивает на наличии заказчиков преступления. Еще во время прошлогодней президентской избирательной кампании «фактор 27 октября» был широко использован политическими оппонентами. В частности, вернувшийся к активной политической деятельности первый президент Армении Левон Тер-Петросян, который в драматические октябрьские дни 1999 года выступил категорически против вмешательства в политику подразделений Армии, тем самым, фактически, поддержав оказавшегося в крайне сложном положении Кочаряна, открыто стал говорить об ответственности высшего руководства страны за произошедшее. Сейчас же накануне юбилея трагической даты Армянский национальный конгресс Тер-Петросяна, являющийся основной оппозиционной силой в стране, выступил с самым резким заявлением по поводу теракта за весь последний период, фактически, обвинив Роберта Кочаряна в прямой причастности к произошедшему. Значительную долю ответственности АНК возложил и на тогдашнего главу спецслужб, действующего президента Сержа Саргсяна. В этом году, как всегда, прошли траурные мероприятия возле могил убитых в ходе теракта и памятника жертвам 27 октября во дворе Национального Собрания. В мероприятиях приняли участие как высшие руководители страны, так и лидеры оппозиции, в том числе родственники жертв теракта – сын Карена Демирчяна, лидер Народной партии Армении Степан Демирчян и брат Вазгена Саркисяна, председатель Политического совета партии «Республика» Арам Саркисян.
Продолжилось судебное разбирательство по делу главного редактора оппозиционной газеты «Айкакан жаманак» Никола Пашиняна, обвиняемого в организации массовых беспорядков в ходе поствыборных процессов 2008 года и оказании сопротивления представителю власти – полицейскому, во время инцидента 23 октября 2007 года. По делу привлечены более четырех десятков свидетелей, которые начали давать показания на судебных слушаниях. В соответствии с «доброй» традицией, сложившейся в ходе практически всех судебных разбирательств над представителями оппозиции за последние более чем полутора лет, свидетели обвинения дают крайне противоречивые и сбивчивые показания, очень часто не вписывающиеся в элементарные законы логики. Например, выяснилось, что можно было увидеть как Пашинян ударил ногой полицейского с обратного тротуара улицы, причем в темноте. Напряженная ситуация царит и возле здания суда первой инстанции столичного административного района Шенгавит, где на протяжении всех судебных заседаний собираются сотни представителей оппозиции, не имеющие возможности попасть в зал заседаний. Между ними и полицейскими периодически происходят стычки, с одной стороны, вызванные звучащими резкими антиправительственными лозунгами и плакатами соответствующего содержания, с другой, агрессивным поведением ряда конкретных сотрудников правоохранительных органов, деятельность которых давно у всех участников массовых мероприятий вызывает аллергию.
В конце же недели Армянский национальный конгресс огорошил общественность неожиданным решением о выдвижении кандидатуры Пашиняна на довыборах в Национальное Собрание по 10-ому избирательному округу столицы, который охватывает большую часть центра Еревана. Согласно законодательству, Пашинян имеет право баллотироваться, если в его отношении нет вступившего в силу приговора суда. Теперь власти стоят перед выбором: либо им придется ускорить судебный процесс, а сделать это весьма трудно с учетом привлечения к делу более четырех десятков свидетелей, либо оказаться свидетелями неизбежной активизации оппозиции в связи с консолидацией вокруг кандидатуры Никола Пашиняна. А признаки этой консолидации уже есть – в пятницу вечером входящая в АНК партия «Республика» сообщила об отказе члена своего Политсовета Сурена Суренянца баллотироваться по тому же избирательному округу.
Партия «Процветающая Армения» олигарха Гагика Царукяна сможет осуществить все программные обещания, если будет пользоваться поддержкой абсолютного большинства населения. С таким заявлением на встрече с журналистами выступил пресс-секретарь Царукяна Хачик Галстян. По его словам, на выборах в столичный парламент более 23% голосов избирателей было отдано за кандидата от «Процветающей Армении». «Если нынешний мэр поведет развитие города не в нужном направлении, доля ответственности „Процветающей Армении“ не может быть максимальной. То же самое было после парламентских выборов. Несмотря на то, что „Процветающая Армения“ сегодня считается второй политической силой в Армении, она набрала 15% голосов. Ровно на столько же она несет ответственность за реализуемые программы», — отметил он. На вопрос, почему же «ПА» не выходит из правящей коалиции, если не согласна с определенными программами исполнительной власти, Галстян пояснил, что будучи в коалиции, есть больше шансов решить поставленные задачи. Пресс-секретарь лидера «Процветающей Армении» также заметил, что с учетом того, что в 2012 году в Армении пройдут парламентские выборы, то уже с 2010 года политические силы станут активизироваться, и тогда возможно произойдут определенные перестановки, появятся новые форматы и полюсы.
Карабахское урегулирование и регион
Наметившаяся ранее тенденция замедления темпов прохождения армяно-турецких протоколов через процесс ратификации продолжает усиливаться. Создается впечатление, что обе стороны после довольно интенсивного этапа диалога, завершившегося окончательным подписанием протоколов, перешли к затягиванию процесса ратификации. Остается понять причины, из-за которых открытие армяно-турецкой границы и установление дипотношений, намеченные через два месяца после вступления протоколов в силу, несколько отодвинуты.
В Турции после прошедшего представления протоколов в Великом национальном собрании 21 октября они «застряли» в одном из комитетов, после выводов которого документы вновь поступят в Президиум парламента. Ему же предстоит далее внести армяно-турецкие протоколы на окончательное рассмотрение Великого Национального Собрания. В Армении дела обстоят не лучше. Подписанные протоколы сейчас обсуждаются в «соответствующих ведомствах». Только затем они поступят на рассмотрение Конституционного Суда на предмет их соответствия Основному закону страны, а после этого вопрос ратификации будет рассмотрен Национальным Собранием. Примечательным является то, что подавляющее большинство местных и международных экспертов сходится во мнении, что армяно-турецкие протоколы успешно пройдут процесс ратификации в парламентах обеих стран. У правящих партий как Армении, так и Турции есть достаточное количество депутатских мандатов для того, чтобы провести протоколы через парламенты.
В этой связи напрашивается вывод об обусловленности нормализации армяно-турецких отношений не только все активизирующимися геополитическими изменениями в регионе, что никто и не опровергал, но и ходом переговорного процесса по карабахскому урегулированию. Несмотря на неоднократно звучавшие заявления об отсутствии прямой связи между двумя вышеуказанными процессами, с учетом нынешнего замедления темпов прохождения протоколами «последнего пути» к своей реализации, приходится сделать следующий вывод: процесс нормализации армяно-турецких отношений достиг максимально возможной степени, допустимой в условиях отсутствия принципиальных подвижек в карабахском урегулировании.
На уходящей неделе продолжилась тенденция учащения милитаристских заявлений, звучащих из Баку, и соответствующих ответных действий армянской стороны. Международные посредники, основные геополитические игроки, добившись от Армении прямого или косвенного оглашения максимальной степени уступок, сами загнали себя в тупик. В то время, когда властями Армении проводится довольно последовательная подготовка общественности к болезненным уступкам, руководство Азербайджана полностью запуталось в заплетенной за многие годы собственной паутине лжи и дезинформации. В итоге всем приходится наблюдать, как СМИ Азербайджанской Республики, напрямую контролируемые Администрацией президента Алиева, изо дня в день проводят противоречивую информационную политику, все более бросая и без того дезориентированное общество в замешательство. То небольшими порциями подается информация о необходимости согласиться на первых порах с возвращением 5 «оккупированных» районов, то вновь слышны вопли о «дашнакско-большевистском иге», от которого Азербайджан был освобожден турецкой армией и т.д. Самым свежим примером стали траурные материалы в эфире бакинских телеканалов, посвященные «оккупации армянскими захватчиками» Зангеланского района, имеющего стратегическое значение. То, что азербайджанские телеканалы с трудом разобрались 16 или 17 лет прошло с 29 октября 1993 года еще ничего. Но насколько вписывается односторонняя трактовка причин входа армянских вооруженных подразделений в указанный район в подготовку общественности к мирному урегулированию? Мы все вновь услышали, что при «оккупации» Зангеланского района 188 его защитников стали шехидами – то бишь героями на азербайджанский манер. Но вот об огромных жертвах среди мирного населения армянского Капана и близлежащих сел, погибших под продолжительными артобстрелами из того же Зангелана, в Баку, «скромно» молчат.
Между тем, фактор влияния геополитических изменений в регионе на изменение статуса-кво по Карабаху все более усиливается. Принципиально важное значение имеет резкое потепление отношений Турции с Ираном. И хотя турецкий премьер Эрдоган заверил на пресс-конференции, что его страна не намерена играть посредническую роль между Ираном и Западом, отведение таковой Анкаре каких-либо сомнений не вызывает. Подписание же нового газового контракта на поставки иранского газа в Турцию и через него в Европу укладывается в рамки вынужденной политики по выкручиванию рук официальному Баку, упорно торпедирующему своей неконструктивной политикой процесс карабахского урегулирования. Между тем, трудно представить себе ситуацию, когда в контексте кардинальных геополитических изменений в регионе самый крупный на его территории конфликт может оставаться в замороженном состоянии. Это не отвечает не только интересам основных геополитических игроков, все более приходящих к консенсусу по центральным вопросам политики в регионе, но и является серьезным препятствием на пути реализации крупнейших международных энергетических проектов.
В сложившейся ситуации неудивительно, что в наступающем месяце следует ждать активизации усилий международных посредников, направленных на урегулирование карабахского конфликта. Многое зависит от предстоящего в начале ноября визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион. Какая из позиций одолеет – вначале ратификация парламентами двух стран армяно-турецких протоколов, затем подписание рамочного соглашения по карабахскому урегулированию или наоборот, станет известно в течение ближайших нескольких недель. Неоспоримым является то, что остается единственная страна, способная полностью сорвать все процессы в регионе, отведя себе роль изгоя. Насколько это будет позволено сделать властям Азербайджана геополитическими игроками, также можно будет увидеть в обозримом будущем.
Экономика и социальная жизнь
Депутаты парламента приняли в третьем окончательном чтении проект закона «О строительстве в Армении нового атомного энергоблока». Представляя законопроект, министр энергетики и природных ресурсов Армен Мовсисян отметил, что документом предусматривается возможность строительства нового атомного энергоблока (блоков) мощностью в 1,2 тыс. МВт, срок эксплуатации которого составит 60 лет. По его словам, для строительства нового атомного энергоблока Армении потребуется около $4-5 млрд. Мовсисян отметил, что строительство будет иметь для страны особое значение, учитывая, что соседние государства испытывают дефицит электроэнергии, а Армения является единственной страной, которая может производить электроэнергию не только для покрытия собственных нужд, но и на экспорт. Кстати, глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко по итогам визита в Ереван заявил, что она готова предложить свои услуги по строительству нового энергоблока армянской АЭС.
Между тем, Иран планирует в ближайшем будущем в пять раз повысить поставки газа в Армению. Достоверность информации подтверждается тем, что со ссылкой на местного чиновника ее распространило именно государственное информагентство «IRNA». «Мы планируем повысить экспорт газа, ныне составляющий 2 миллиона кубометров в день, до 10 миллионов кубометров», — процитировало агентство слова представителя иранской газотранспортной компании, который не сообщил сроки увеличения поставок. А российский «Газпромбанк» и ЗАО «Армросгазпром» подписали семилетнее Соглашение об открытии кредитной линии на сумму $40 млн. Согласно сообщению «Армросгазпрома», подписание соглашения является очередным шагом в реализации стратегической задачи «Газпромбанка» по развитию эффективного взаимодействия с предприятиями топливно-энергетического комплекса республики».
«Уровень эмиграции из Армении составляет 20,3%. Большая часть мигрантов предпочитает Европу, где проживает 78,2% из них», — заявила заместитель начальника Агентства по миграции Ирина Давтян, выступая в Ереванском офисе ООН с докладом «Преодолевая препятствия: человеческая миграция и развитие». Согласно докладу, две трети армянских мигрантов предпочитает Россию, 9% — другие страны СНГ, 15% — европейские государства, 10% — США. Как показывают исследования, мигранты из самых бедных стран выигрывают больше всего, так как их доходы после переезда в развитые государства в среднем возрастают в 185 раз.
Экспорт бриллиантов из Армении в течение девяти месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 67%. По данным Таможенной службы Армении, из страны за период с января по сентябрь было экспортировано 60875 каратов камней. Таким образом, по сравнению с прошлым годом в стоимостном выражении экспорт уменьшился на $70 млн. Если в 2008 году за 9 месяцев экспорт бриллиантов из Армении составил 212000 каратов, что эквивалентно $109 млн., то за аналогичный период текущего года были экспортированы камни на $39,1 млн.
«Уровень эмиграции из Армении составляет 20,3%. Большая часть мигрантов предпочитает Европу, где проживает 78,2% из них», — заявила заместитель начальника Агентства по миграции Ирина Давтян, выступая в Ереванском офисе ООН с докладом «Преодолевая препятствия: человеческая миграция и развитие». Согласно докладу, две трети армянских мигрантов предпочитает Россию, 9% — другие страны СНГ, 15% — европейские государства, 10% — США. Как показывают исследования, мигранты из самых бедных стран выигрывают больше всего, так как их доходы после переезда в развитые государства в среднем возрастают в 185 раз.
Экспорт бриллиантов из Армении в течение девяти месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 67%. По данным Таможенной службы Армении, из страны за период с января по сентябрь было экспортировано 60875 каратов камней. Таким образом, по сравнению с прошлым годом в стоимостном выражении экспорт уменьшился на $70 млн. Если в 2008 году за 9 месяцев экспорт бриллиантов из Армении составил 212000 каратов, что эквивалентно $109 млн., то за аналогичный период текущего года были экспортированы камни на $39,1 млн.
Ратификация армяно-турецких протоколов или карабахское урегулирование — что сначала? Дискурс недели
Внутренняя политика
На уходящей неделе главным событием внутриполитической жизни страны стали мероприятия, посвященные одной из самых трагических страниц в истории независимой Армении. 27 октября исполнилось 10 лет со дня невиданного террористического акта в парламенте, в результате которого в прямом эфире Национального радио, в присутствии десятков журналистов и телекамер были в упор расстреляны председатель Национального Собрания, бывший руководитель Советской Армении Карен Демирчян, премьер-министр Вазген Саркисян и еще шестеро политических деятелей. Полностью обезглавленным оказался победивший на выборах лишь несколько месяцев назад блок «Единство», возглавляемый политическим тандемом Демирчян-Саркисян. Более того, в считанные минуты были полностью обезглавлены сам парламент и правительство, вся полнота власти полностью перешла в руки действующего тогда президента Роберта Кочаряна. Прошло целых 10 лет, однако «фактор 27 октября» продолжает играть важную роль во внутриполитической жизни страны. Хотя террористы приговорены к пожизненному заключению, и власти уверены, что в раскрытии преступления давно поставлена точка, оппозиция из года в год настаивает на наличии заказчиков преступления. Еще во время прошлогодней президентской избирательной кампании «фактор 27 октября» был широко использован политическими оппонентами. В частности, вернувшийся к активной политической деятельности первый президент Армении Левон Тер-Петросян, который в драматические октябрьские дни 1999 года выступил категорически против вмешательства в политику подразделений Армии, тем самым, фактически, поддержав оказавшегося в крайне сложном положении Кочаряна, открыто стал говорить об ответственности высшего руководства страны за произошедшее. Сейчас же накануне юбилея трагической даты Армянский национальный конгресс Тер-Петросяна, являющийся основной оппозиционной силой в стране, выступил с самым резким заявлением по поводу теракта за весь последний период, фактически, обвинив Роберта Кочаряна в прямой причастности к произошедшему. Значительную долю ответственности АНК возложил и на тогдашнего главу спецслужб, действующего президента Сержа Саргсяна. В этом году, как всегда, прошли траурные мероприятия возле могил убитых в ходе теракта и памятника жертвам 27 октября во дворе Национального Собрания. В мероприятиях приняли участие как высшие руководители страны, так и лидеры оппозиции, в том числе родственники жертв теракта – сын Карена Демирчяна, лидер Народной партии Армении Степан Демирчян и брат Вазгена Саркисяна, председатель Политического совета партии «Республика» Арам Саркисян.
Продолжилось судебное разбирательство по делу главного редактора оппозиционной газеты «Айкакан жаманак» Никола Пашиняна, обвиняемого в организации массовых беспорядков в ходе поствыборных процессов 2008 года и оказании сопротивления представителю власти – полицейскому, во время инцидента 23 октября 2007 года. По делу привлечены более четырех десятков свидетелей, которые начали давать показания на судебных слушаниях. В соответствии с «доброй» традицией, сложившейся в ходе практически всех судебных разбирательств над представителями оппозиции за последние более чем полутора лет, свидетели обвинения дают крайне противоречивые и сбивчивые показания, очень часто не вписывающиеся в элементарные законы логики. Например, выяснилось, что можно было увидеть как Пашинян ударил ногой полицейского с обратного тротуара улицы, причем в темноте. Напряженная ситуация царит и возле здания суда первой инстанции столичного административного района Шенгавит, где на протяжении всех судебных заседаний собираются сотни представителей оппозиции, не имеющие возможности попасть в зал заседаний. Между ними и полицейскими периодически происходят стычки, с одной стороны, вызванные звучащими резкими антиправительственными лозунгами и плакатами соответствующего содержания, с другой, агрессивным поведением ряда конкретных сотрудников правоохранительных органов, деятельность которых давно у всех участников массовых мероприятий вызывает аллергию.
В конце же недели Армянский национальный конгресс огорошил общественность неожиданным решением о выдвижении кандидатуры Пашиняна на довыборах в Национальное Собрание по 10-ому избирательному округу столицы, который охватывает большую часть центра Еревана. Согласно законодательству, Пашинян имеет право баллотироваться, если в его отношении нет вступившего в силу приговора суда. Теперь власти стоят перед выбором: либо им придется ускорить судебный процесс, а сделать это весьма трудно с учетом привлечения к делу более четырех десятков свидетелей, либо оказаться свидетелями неизбежной активизации оппозиции в связи с консолидацией вокруг кандидатуры Никола Пашиняна. А признаки этой консолидации уже есть – в пятницу вечером входящая в АНК партия «Республика» сообщила об отказе члена своего Политсовета Сурена Суренянца баллотироваться по тому же избирательному округу.
Партия «Процветающая Армения» олигарха Гагика Царукяна сможет осуществить все программные обещания, если будет пользоваться поддержкой абсолютного большинства населения. С таким заявлением на встрече с журналистами выступил пресс-секретарь Царукяна Хачик Галстян. По его словам, на выборах в столичный парламент более 23% голосов избирателей было отдано за кандидата от «Процветающей Армении». «Если нынешний мэр поведет развитие города не в нужном направлении, доля ответственности „Процветающей Армении“ не может быть максимальной. То же самое было после парламентских выборов. Несмотря на то, что „Процветающая Армения“ сегодня считается второй политической силой в Армении, она набрала 15% голосов. Ровно на столько же она несет ответственность за реализуемые программы», — отметил он. На вопрос, почему же «ПА» не выходит из правящей коалиции, если не согласна с определенными программами исполнительной власти, Галстян пояснил, что будучи в коалиции, есть больше шансов решить поставленные задачи. Пресс-секретарь лидера «Процветающей Армении» также заметил, что с учетом того, что в 2012 году в Армении пройдут парламентские выборы, то уже с 2010 года политические силы станут активизироваться, и тогда возможно произойдут определенные перестановки, появятся новые форматы и полюсы.
Карабахское урегулирование и регион
Наметившаяся ранее тенденция замедления темпов прохождения армяно-турецких протоколов через процесс ратификации продолжает усиливаться. Создается впечатление, что обе стороны после довольно интенсивного этапа диалога, завершившегося окончательным подписанием протоколов, перешли к затягиванию процесса ратификации. Остается понять причины, из-за которых открытие армяно-турецкой границы и установление дипотношений, намеченные через два месяца после вступления протоколов в силу, несколько отодвинуты.
В Турции после прошедшего представления протоколов в Великом национальном собрании 21 октября они «застряли» в одном из комитетов, после выводов которого документы вновь поступят в Президиум парламента. Ему же предстоит далее внести армяно-турецкие протоколы на окончательное рассмотрение Великого Национального Собрания. В Армении дела обстоят не лучше. Подписанные протоколы сейчас обсуждаются в «соответствующих ведомствах». Только затем они поступят на рассмотрение Конституционного Суда на предмет их соответствия Основному закону страны, а после этого вопрос ратификации будет рассмотрен Национальным Собранием. Примечательным является то, что подавляющее большинство местных и международных экспертов сходится во мнении, что армяно-турецкие протоколы успешно пройдут процесс ратификации в парламентах обеих стран. У правящих партий как Армении, так и Турции есть достаточное количество депутатских мандатов для того, чтобы провести протоколы через парламенты.
В этой связи напрашивается вывод об обусловленности нормализации армяно-турецких отношений не только все активизирующимися геополитическими изменениями в регионе, что никто и не опровергал, но и ходом переговорного процесса по карабахскому урегулированию. Несмотря на неоднократно звучавшие заявления об отсутствии прямой связи между двумя вышеуказанными процессами, с учетом нынешнего замедления темпов прохождения протоколами «последнего пути» к своей реализации, приходится сделать следующий вывод: процесс нормализации армяно-турецких отношений достиг максимально возможной степени, допустимой в условиях отсутствия принципиальных подвижек в карабахском урегулировании.
На уходящей неделе продолжилась тенденция учащения милитаристских заявлений, звучащих из Баку, и соответствующих ответных действий армянской стороны. Международные посредники, основные геополитические игроки, добившись от Армении прямого или косвенного оглашения максимальной степени уступок, сами загнали себя в тупик. В то время, когда властями Армении проводится довольно последовательная подготовка общественности к болезненным уступкам, руководство Азербайджана полностью запуталось в заплетенной за многие годы собственной паутине лжи и дезинформации. В итоге всем приходится наблюдать, как СМИ Азербайджанской Республики, напрямую контролируемые Администрацией президента Алиева, изо дня в день проводят противоречивую информационную политику, все более бросая и без того дезориентированное общество в замешательство. То небольшими порциями подается информация о необходимости согласиться на первых порах с возвращением 5 «оккупированных» районов, то вновь слышны вопли о «дашнакско-большевистском иге», от которого Азербайджан был освобожден турецкой армией и т.д. Самым свежим примером стали траурные материалы в эфире бакинских телеканалов, посвященные «оккупации армянскими захватчиками» Зангеланского района, имеющего стратегическое значение. То, что азербайджанские телеканалы с трудом разобрались 16 или 17 лет прошло с 29 октября 1993 года еще ничего. Но насколько вписывается односторонняя трактовка причин входа армянских вооруженных подразделений в указанный район в подготовку общественности к мирному урегулированию? Мы все вновь услышали, что при «оккупации» Зангеланского района 188 его защитников стали шехидами – то бишь героями на азербайджанский манер. Но вот об огромных жертвах среди мирного населения армянского Капана и близлежащих сел, погибших под продолжительными артобстрелами из того же Зангелана, в Баку, «скромно» молчат.
Между тем, фактор влияния геополитических изменений в регионе на изменение статуса-кво по Карабаху все более усиливается. Принципиально важное значение имеет резкое потепление отношений Турции с Ираном. И хотя турецкий премьер Эрдоган заверил на пресс-конференции, что его страна не намерена играть посредническую роль между Ираном и Западом, отведение таковой Анкаре каких-либо сомнений не вызывает. Подписание же нового газового контракта на поставки иранского газа в Турцию и через него в Европу укладывается в рамки вынужденной политики по выкручиванию рук официальному Баку, упорно торпедирующему своей неконструктивной политикой процесс карабахского урегулирования. Между тем, трудно представить себе ситуацию, когда в контексте кардинальных геополитических изменений в регионе самый крупный на его территории конфликт может оставаться в замороженном состоянии. Это не отвечает не только интересам основных геополитических игроков, все более приходящих к консенсусу по центральным вопросам политики в регионе, но и является серьезным препятствием на пути реализации крупнейших международных энергетических проектов.
В сложившейся ситуации неудивительно, что в наступающем месяце следует ждать активизации усилий международных посредников, направленных на урегулирование карабахского конфликта. Многое зависит от предстоящего в начале ноября визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион. Какая из позиций одолеет – вначале ратификация парламентами двух стран армяно-турецких протоколов, затем подписание рамочного соглашения по карабахскому урегулированию или наоборот, станет известно в течение ближайших нескольких недель. Неоспоримым является то, что остается единственная страна, способная полностью сорвать все процессы в регионе, отведя себе роль изгоя. Насколько это будет позволено сделать властям Азербайджана геополитическими игроками, также можно будет увидеть в обозримом будущем.
Экономика и социальная жизнь
Депутаты парламента приняли в третьем окончательном чтении проект закона «О строительстве в Армении нового атомного энергоблока». Представляя законопроект, министр энергетики и природных ресурсов Армен Мовсисян отметил, что документом предусматривается возможность строительства нового атомного энергоблока (блоков) мощностью в 1,2 тыс. МВт, срок эксплуатации которого составит 60 лет. По его словам, для строительства нового атомного энергоблока Армении потребуется около $4-5 млрд. Мовсисян отметил, что строительство будет иметь для страны особое значение, учитывая, что соседние государства испытывают дефицит электроэнергии, а Армения является единственной страной, которая может производить электроэнергию не только для покрытия собственных нужд, но и на экспорт. Кстати, глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко по итогам визита в Ереван заявил, что она готова предложить свои услуги по строительству нового энергоблока армянской АЭС.
Между тем, Иран планирует в ближайшем будущем в пять раз повысить поставки газа в Армению. Достоверность информации подтверждается тем, что со ссылкой на местного чиновника ее распространило именно государственное информагентство «IRNA». «Мы планируем повысить экспорт газа, ныне составляющий 2 миллиона кубометров в день, до 10 миллионов кубометров», — процитировало агентство слова представителя иранской газотранспортной компании, который не сообщил сроки увеличения поставок. А российский «Газпромбанк» и ЗАО «Армросгазпром» подписали семилетнее Соглашение об открытии кредитной линии на сумму $40 млн. Согласно сообщению «Армросгазпрома», подписание соглашения является очередным шагом в реализации стратегической задачи «Газпромбанка» по развитию эффективного взаимодействия с предприятиями топливно-энергетического комплекса республики».
«Уровень эмиграции из Армении составляет 20,3%. Большая часть мигрантов предпочитает Европу, где проживает 78,2% из них», — заявила заместитель начальника Агентства по миграции Ирина Давтян, выступая в Ереванском офисе ООН с докладом «Преодолевая препятствия: человеческая миграция и развитие». Согласно докладу, две трети армянских мигрантов предпочитает Россию, 9% — другие страны СНГ, 15% — европейские государства, 10% — США. Как показывают исследования, мигранты из самых бедных стран выигрывают больше всего, так как их доходы после переезда в развитые государства в среднем возрастают в 185 раз.
Экспорт бриллиантов из Армении в течение девяти месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 67%. По данным Таможенной службы Армении, из страны за период с января по сентябрь было экспортировано 60875 каратов камней. Таким образом, по сравнению с прошлым годом в стоимостном выражении экспорт уменьшился на $70 млн. Если в 2008 году за 9 месяцев экспорт бриллиантов из Армении составил 212000 каратов, что эквивалентно $109 млн., то за аналогичный период текущего года были экспортированы камни на $39,1 млн.
Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am
«Уровень эмиграции из Армении составляет 20,3%. Большая часть мигрантов предпочитает Европу, где проживает 78,2% из них», — заявила заместитель начальника Агентства по миграции Ирина Давтян, выступая в Ереванском офисе ООН с докладом «Преодолевая препятствия: человеческая миграция и развитие». Согласно докладу, две трети армянских мигрантов предпочитает Россию, 9% — другие страны СНГ, 15% — европейские государства, 10% — США. Как показывают исследования, мигранты из самых бедных стран выигрывают больше всего, так как их доходы после переезда в развитые государства в среднем возрастают в 185 раз.
Экспорт бриллиантов из Армении в течение девяти месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 67%. По данным Таможенной службы Армении, из страны за период с января по сентябрь было экспортировано 60875 каратов камней. Таким образом, по сравнению с прошлым годом в стоимостном выражении экспорт уменьшился на $70 млн. Если в 2008 году за 9 месяцев экспорт бриллиантов из Армении составил 212000 каратов, что эквивалентно $109 млн., то за аналогичный период текущего года были экспортированы камни на $39,1 млн.
Новости Армении - NEWS.am">