В течение многих лет Европейский Союз (ЕС) убеждал Турцию открыть границы с Арменией. Поэтому неудивительно, что он приветствует подписанные 10 октября протоколы по нормализации армяно-турецких отношений, рассуждает турецкая газета Zaman.
Издание отмечает, что «это может восприниматься в качестве первого шага на пути к более примечательным достижениям. И будет весьма прискорбно, если двухлетние усилия пропадут втуне. Армения и Турция будут под большим прессом в связи с тем, чтобы как можно раньше ратифицировать документы. Несмотря на то, что для обеих стран это связано с большими проблемами. Намерения Анкары приветствуются международным сообществом, однако Азербайджан выражает свое недовольство, а турецкая элита все время обещает Баку, что не сделает шагов, идущих вразрез с его интересами. В то время, как „аутсайдеры“ могут в подобном развитии событий усматривать очевидные кратко-, средне- и долгосрочные плюсы для региона, для Азербайджана дело обстоит по-иному. Для людей непонятно, когда президент страны, „оккупировавшей“ 17 процентов „азербайджанских“ территорий, сидит за одним столом, разговаривает и смеется с главой государства, которое считается другом.
Но в то же самое время, разве лучший друг может позволить себе повысить тарифы на газ и нефть? Турция оказалась в непростой ситуации, обещая Баку не сделать дальнейших шагов в связи с нормализацией отношений с Арменией, если последняя, в свою очередь, не освободит „оккупированные“ территории вокруг Нагорного Карабаха. Прогрессом может считаться именно вывод армянских войск из этих территорий, однако он может быть совсем иным и намного меньшим. Более того, Запад не выражает свое одобрение позицией Азербайджана. Напротив, многие считают, что Анкара совершит большую ошибку, приостановив процесс нормализации из-за озабоченности Азербайджана. А в ЕС думают, что открытие границ может ускорить процесс принятия резолюции по нагорно-карабахскому конфликту. ЕС всегда придерживался сбалансированной политики в отношении Армении и Азербайджана, ведь обе страны являются частью Европейской политики соседства (ЕПС) и проекта „Восточного партнерства“ (новый проект „Восточное партнерство“ отражает взаимовыгодный интерес ЕС и его восточных соседей: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины. — примечание NEWS.am). Однако ЕС в рамках ЕПС никогда прямо не просит Ереван уважать территориальную целостность Азербайджана. Из-за теократического имиджа Баку Азербайджан не является фаворитом ЕС, несмотря на свое возрастающее геополитическое значение вследствие запасов углеводорода. Азербайджан – ключевой партнер для ЕС, ведь каспийская нефть может положить конец гегемонии России на европейском энергетическом рынке. Одна из причин позиции ЕС может заключаться в жестком подходе Баку к нагорно-карабахской проблематике – Алиев отказывается соглашаться с участием правительства НКР в переговорном процессе. Кроме того, ЕС особого удовольствия не доставляет и военная риторика Баку. Но, даже несмотря на то, что под угрозу может быть поставлена утилизация каспийской нефти, Азербайджан не получил симпатии международного сообщества. Из-за своих обид на Анкару Азербайджан говорил о том, что может отказаться от газовых проектов через Турцию и обратить свой взор на другие пути, но это будет очень дорого и коварно. Поэтому есть надежда, что это икота с Турцией носит временный характер, и мы вновь будем вместе. И хорошей предпосылкой для этого будет то, что Баку не станет взвинчивать цены в торговых сделках и сделает Турции достойное предложение. Это и будет действительным дружеским актом»…