Интервью Новости Армении — NEWS.am с председателем правления АОД Араратом Зурабяном.
Г-н Зурабян, 20-го октября начались судебные слушания по делу главного редактора газеты «Айкакан жаманак» Никола Пашиняна. По Вашему мнению, каков будет приговор суда? Каковы Ваши ожидания?
От судебного процесса нет ожиданий. Мои ожидания связаны с Николом Пашиняном. Полагаю, Пашинян использует повод, чтобы представить нашей общественности реальную картину событий 1-го марта 2008-го года. И это очевидно с первых же шагов, поскольку содержание представленного Николом Пашиняном ходатайства о самоотводе судьи говорит о том, что Никол настроен очень правильно и что очень правильным будет процесс. Очевидно, что в правовом аспекте это уголовное дело не имеет какого-либо будущего, и это дело всегда находилось не в правовой, а в политической плоскости. Власти постоянно пытались перевести вопрос из политической плоскости в правовую и достичь того, чтобы общество в чем-то пошло на уступку. Полагаю, что это невозможно, при всех обстоятельствах победит наш народ, победит Никол, и, надеюсь, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями того, что Никол, спустя короткое время, из этого зала суда выйдет к нам.
Кроме Никола, за решеткой находятся еще около двух десятков активистов оппозиции. По Вашему мнению, какая участь их ждет?
В-первую очередь, одно обстоятельство, о котором мало говорится. Я полагаю, что, конечно, каждый человек хочет как можно быстрее оказаться на свободе. Одновременно, по-моему, наше общество должно гордиться теми людьми, кто боролся, кто каким-либо способом не совершил выгодный властям шаг. Их позиция и поведение героические. Уверен, они также, по возможности, быстро окажутся на свободе. Это будет зависеть также от нашей каждодневной борьбы, и чем она будет верно организована, настолько быстро они окажутся на свободе.
Вы упомянули каждодневную борьбу. Между тем, Армянский национальный конгресс взял отайм-аут. Даже первый президент страны в своем последнем выступлении отметил, что Армянский национальный конгресс не в состоянии собственными силами осуществить смену власти. По Вашему мнению, насколько оправдана политика тайм-аута?
Во-первых, я не согласен с тайм-аутом, чтобы ответить, насколько верно или неверно было его брать. Никакой тайм-аут не взят. Есть одно обстоятельство: довольно весомая часть нашего общества, можно сказать, спала в то время, когда мы говорили и кричали, какие процессы будут идти в Армении. Мы устраивали митинги, мы предупреждали, боролись. И сейчас мы продолжаем бороться, предупреждаем нашу общественность, что произойдет еще более худшее, произойдет связанное с Нагорным Карабахом, почти уже произошло. Говоря, что потенциала Армянского национального конгресса недостаточно для осуществления смены власти, мы тем самым призываем общественность объединиться и вместе с нами бороться за восстановление справедливости, восстановление конституционного порядка, во имя смены власти. И это процесс, который продолжает развиваться. Мы занимались, занимаемся и будем заниматься политической деятельностью, как бы долго это ни продолжилось. В данном случае я не считаю, что проблема в проведении или непроведении митинга. Проблема в том, когда ты сможешь достичь наивысшего результата. А для наивысшего результата необходим чуть больший потенциал, чем есть в нашем обществе.
Я должен с сожалением отметить, что на следующий же день подписания протоколов об установлении армяно-турецких отношений весомая часть нашей общественности праздновала с этими властями праздник Эребуни-Ереван, будто ничего не случилось в Армении. Пока наша общественность всецело не придет в сознание, для нас будет очень трудно достичь результата. Мы попытаемся сделать все, чтобы разъяснить общественности, что надо делать. Попытаемся расширить наши ряды, еще более усилиться и достичь этой цели. Это последовательная работа, темпы которой ни меня, ни тех, кто желает чуть раньше увидеть результат, не удовлетворяют. Но это процесс, из которого не можешь уйти.
В контексте сказанного насколько считаете возможным использование потенциала «Дашнакцутюн» и партии «Наследие»? И насколько искренними считаете их акции?
По поводу «Наследия» не хочу ничего комментировать, поскольку полагаю, время все расставит по местам. Что же касается «Дашнакцутюн», я уже дал свою оценку. Нахожу, что они разворачивают деятельность имитационного свойства – согласованную с властями, и не думаю, что когда–либо они станут руководствоваться желанием освободиться от этих властей.
Беседовал Артак Егиазарян