Решение премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана найти точки соприкосновения с Ереваном является доказательством его храбрости, считает представитель американского Совета по международным отношениям, Ассоциированный директор исследований в области международной безопасности Йельского университета и сотрудник Центра российских и евразийских исследований (США) Джеффри Манкофф.
Манкофф говорит о том, что «турецкое правительство, ведомое Эрдоганом, было под большим давлением со стороны Азербайджана из-за двух протоколов по нормализации армяно-турецких отношений, подписанных в Цюрихе 10 октября. Официальный Баку настаивал на том, чтобы никаких соглашений подписано не было до тех пор, пока не будет решен вопрос нагорно-карабахского конфликта. Так что, сей факт является доказательством политического мужества турецкого премьера. Тогда как за короткий промежуток времени Армения получит наибольшие дивиденды, двухстороннее соглашение само по себе может иметь, в конечном итоге, намного большее значение. Напряженные отношения с Турцией и Азербайджаном лишили Армению преимущества пользоваться каспийскими энергетическими ресурсами. В середине 90-ых Азербайджан, Турция и Грузия подписали соглашение по проведению нефтепровода с берегов Каспийского моря в Европу. В результате Грузия и Турция смогли освободиться от зависимости России. Армения же осталась ни с чем.
Однако нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) уязвим, так как в 2008 году он был временно парализован из-за курдских партизан, разбомбивших участок системы на территории Турции. В то время как Грузия обвиняла Россию в том, что ее военно-воздушные силы во время российско-грузинской войны выбрали в качестве мишени участок нефтепровода на грузинской территории. И несмотря на то, что Россия не пошла на это, она ясно дала понять, что в состоянии подорвать деятельность каспийского нефте-газового проекта. Так что, Запад должен хорошо задуматься, прежде чем будет продолжать оказывать содействие Грузии.
Эксперт считает, что «принимая во внимание то, что Европа ищет новые пути для газового проекта, она может обратить свой взор на Армению как возможную альтернативу для проведения газопровода в Европу. Путь через Армению будет намного короче, а следовательно и дешевле. Так как Армения имеет с Россией соответствующие отношения, судьба газопровода будет подвергаться меньшему политическому риску. Так что, в таком раскладе ЕС, США и их союзники имеют большую геополитическую заинтересованность.
Однако Россия также сможет иметь преимущества: российские фирмы ищут возможности инвестиций в Азербайджане, и конец дипломатической изоляции Армении усилит влияние России на Южном Кавказе. Но несмотря на такие перспективы, Россия до сих пор больше препятствовала, чем содействовала установлению мира в регионе. Она настроена скептически к роли Турции как важному перевалочному пункту для транспортировки энергетических ресурсов, питает отвращение к правительству Михаила Саакашвили и уже долгое время пользуется нестабильностью в регионе, препятствующей газовым проектам ЕС и США.
Так что, важность роли администрации Обамы в том, что она побуждает Москву к более конструктивному подходу. Пересмотрев позицию по установке ракетных систем ПРО в Европе, Обама побудил Россию также пересмотреть свои стратегические расчеты на Южном Кавказе.