Если армяно-турецкие Протоколы в конце концов будут ратифицированы парламентами двух стран, то самым актуальным вопросом станет готовность сторон обсуждать конкретные проблемы, находить решения и осуществлять реальные шаги. И если до сих пор основная нагрузка по переговорам ложилась на плечи президентов и министров иностранных дел двух государств, то теперь в процесс должны включиться правительства. Именно они призваны перевести политический диалог в плоскость конкретных задач. Именно они должны сформулировать ожидания Еревана и Анкары друг от друга. Вот здесь и выяснится, какова цена армяно-турецкого примирения для каждой из сторон. Посему важнейшим вопросом нынешнего этапа становится повестка межправительственной комиссии, которая должна быть сформирована в соответствии с протоколами.
О том, какие задачи будут пытаться выдвигать на первый план турки, можно догадываться. Однако в данном случае диктующей стороной является именно армянская. Ведь сама логика процесса сводится прежде всего к отказу Анкары от враждебной политики, от агрессии, осуществляемой по отношению к Армении. И именно конкретные проявления турецкой агрессии должны быть зафиксированы в повестке межправкомиссии. Армения, будучи стороной, подвергшейся агрессии, должна суметь предъявить Турции счет, который та обязана принять к оплате. И это является обязательным и объективным условием, если хотите, — предусловием.
Разумеется, в рамках работы исторической подкомиссии межправкомиссии полемика относительно самого факта Геноцида невозможна. И не только потому, что официальный Ереван неоднократно и однозначно заявлял, что этот вопрос обсуждению не подлежит. Дело в том, что заниматься повторным доказыванием неоспоримого исторического факта не станет ни один уважающий себя историк. Причем речь не только об армянских ученых, которые, собственно, и доказывать ничего не собираются, речь об иностранцах. Да и в функции межправительственной комиссии подобная деятельность не входит. Здесь должны разрабатываться и приниматься к исполнению конкретные решения. Так вот, совершенно очевидно, что одно из таких решений должно касаться ответственности Турции за Геноцид и, как минимум, материальной компенсации его (Геноцида) последствий. Иными словами, ключевым пунктом повестки межправкомиссии должен стать имущественный вопрос. Турция обязана возместить ущерб потомкам жертв Геноцида. Если, конечно, действительно стремится к примирению и готова доказать это, что называется, на практике.
Вопрос деблокады Армении со стороны Турции с началом армяно-турецкого диалога плавно был переформулирован, и теперь стороны почему-то говорят просто об открытии границы, которую в свое время будто закрыли по обоюдному согласию. Очевидно, что в рамках деятельности межправкомиссии эта проблема должна быть правильно зафиксирована. Причем если учесть, что Анкара неоднократно официально заявляла, что в одностороннем порядке закрыла границу с Арменией в знак солидарности с Азербайджаном, то фактически признает в этом враждебный шаг со своей стороны. Стало быть, должна не только немедленно открыть границу, обеспечив беспрепятственность транспортного движения, но и признать свою ответственность за последствия данного деяния. Это значит, что межправкомиссия должна обсуждать вопрос компенсации турецкой стороной ущерба, нанесенного Армении блокадой.
В разгар прошлогодней пятидневной войны, когда Армения на несколько дней была изолирована от внешнего мира, отечественные чиновники быстро подсчитали ущерб, который понесла армянская сторона из-за российско-грузинского конфликта. Помнится, счет шел на сотни миллионов долларов и говорилось не только о прямых потерях армянской экономики, но и о незаработанных средствах, о неполученной выгоде. Повторюсь, речь шла о нескольких днях изолированности Армении, оцененных в сотни миллионов долларов. Теперь же речь идет о 17 годах умышленной блокады со стороны Турции, 17 годах прямых и косвенных потерь. Скольким сотням миллиардов долларов это соответствует, уже должно было подсчитать правительство Армении. Сделано это или нет — отдельный вопрос. Однако очевидно, что счет должен быть представлен Анкаре. И лучшего формата для этого, чем межправительственная комиссия, не придумаешь. Если же Анкара не возместит Армении нанесенный ущерб, то даже если откроет границу сегодня, завтра легко и не раздумывая вновь заблокирует соседнюю страну в силу своих и «братских» интересов.
Время от времени в различных международных инстанциях Армения тщетно пытается поднимать вопрос турецкого вандализма в отношении армянских исторических и архитектурных памятников, находящихся на территории нынешней Турции. Анкара же время от времени делает вид, что сохранение исторического наследия входит в круг ее приоритетных задач. Так, к примеру, турки затеяли реставрационные работы в церкви Сурб хач. При этом сам «хач» исчез с купола храма. По той же логике сотни древних христианских церквей в Турции или просто уничтожаются, или превращаются в мечети опять же под реставрационной вывеской. Пожалуй, такая же участь грозит и Ани, где сегодня разворачиваются восстановительные работы. Очевидно, что этот разрушительный процесс будет продолжаться, если армянская сторона не предпримет адекватных шагов. Межправкомиссия как раз создает площадку для подобных действий армянского правительства. Ереван вправе поставить перед турками вопрос приоритетного участия армянских специалистов в реставрационных работах. И это единственный путь предотвращения турецкой борьбы с историей.
Еще один ключевой пункт повестки армяно-турецкой межправкомиссии касается формирования в турецком обществе образа врага в лице Армении. Этот процесс на государственном уровне разворачивается даже сегодня, когда Анкара декларирует, что идет по пути налаживания отношений с Ереваном. Примеров разжигания ненависти к Армении в турецком обществе множество. Чего только стоит распространение среди турецких школьников видеоматериалов о якобы геноциде турок со стороны армян. Вообще фальсификация истории в Турции, особенно в школах, поставлена на широкую ногу. Здесь сегодня растет поколение, с одной стороны, ненавидящее армян, с другой, воспитываемое в духе мечты о великом Туране, препятствием воплощения которой является прежде всего Армения.
Тут, пожалуй, стоит вспомнить недавний скандал, связанный с картой в турецких учебниках истории, на которой авторы включили в состав Турции территории ряда государств, в том числе и Армении. Конечно, позже турецкие чиновники от образования извинились за допущенную «ошибку». Но это отнюдь не могло опровергнуть предположения об умышленном происхождении узурпаторского курса и экспансионистских провокаций официальной Анкары. Так или иначе, но очевидно, что сегодня турки не жалеют усилий в деле фальсификации истории и на ложном материале просвещают свою молодежь. И если в этой ситуации вообще можно говорить о примирении, то только при условии отказа Анкары от своих чрезмерных территориальных аппетитов, с одной стороны, и формирования атмосферы терпимости в своем обществе — с другой. Опять же задачи, которые армянская сторона просто обязана поставить перед турками.
Конечно, перечисленное — лишь малая толика вопросов, которые обязательно должны обсуждаться и находить решения в рамках армяно-турецкой межправкомиссии. Все они кажутся архисложными, быть может, даже безнадежными. Но не стоит забывать, что еще пару лет назад столь же безнадежным казался армяно-турецкий диалог вообще…
14 октября, после встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном в Бурсе, Абдулла Гюль заявил, что сегодня не пишется, а создается история. Но создаваемой истории нужен надежный фундамент, в который должны быть заложены реальные исторические факты без корректив и фальсификаций, верная оценка сложившейся ситуации, перечень справедливых решений и адекватных шагов. Строительством такого фундамента и должна заняться межправкомиссия.