Почему мы своими руками убрали его?
10 октября на церемонии подписания армяно-турецких Протоколов, символизирующих, по замыслу инициаторов, желание стран и народов протянуть руки друг другу в совместном стремлении к цивилизованному будущему, — так вот, в этот день и час в зале отсутствовал символ тех сложнейших проблем, которые до сих пор стоят между армянами и турками, проводя между ними глубокую и резкую разделительную линию. Арарат, 70 лет гордо красовавшийся на гербе Армянской ССР, но убранный с герба независимой Армении, мог в тот день заменить все заявления и речи, с которыми наверняка нам не дали бы выступить из соображений политеса. Но против ЭТОГО присутствия были бы бессильны все великие державы вместе взятые.
Впрочем, в данном случае приходится говорить только в сослагательном наклонении. Потому что Арарат действительно мог быть молчаливым, но максимально красноречивым напоминанием о том, что сегодня тревожит все армянство – независимо от места проживания. И напоминанием прежде всего самой Турции – о том, что никакие протоколы не в силах предать забвению прошлое, в котором мы потеряли родину и полтора миллиона жизней. О том, что никакие протоколы не заставят нас отказаться от великой мечты вернуться когда-нибудь к подножию Масиса в качестве хозяина. И еще напоминанием о том, что нет Армении без Арарата – пусть даже пока только на государственном символе — гербе страны. Если бы…если бы двуглавая гора по-прежнему ярко и уверенно сияла там, куда поставил ее великий Сарьян.
Помнится, в 1987 году – еще даже до начала Карабахского движения, в советское время — газета «Бакинский рабочий» напечатала герб Армянской ССР, стерев с него Арарат. Возмущению всех, кто узнал об этом в Армении, не было предела: да как посмели! А спустя 5 лет мы сделали это сами – без принуждения, без давления извне, бездумно и бессовестно. Вместо сарьяновского творения выбрали себе ничем не примечательный герб, похожий на гербы десятков других стран. С очень сложной символикой, которую надо долго объяснять. Арарат же был прост в своем величии, но так многозначен. Он говорил все о нас, о нашем прошлом, настоящем и – главное – о будущем.
Парадокс, не имеющий объяснения: герб Советской Армении в составе Советского государства ровно 70 лет нес в себе этот вечный символ армянства. Герб несколько раз менялся в каких-то деталях, но никому и в голову не приходило убирать из него Арарат. Широко был известен даже анекдот на эту тему: ответ одного советского чиновника на вопрос турок, почему, мол, на гербе Армении изображен Арарат, находящийся на территории Турции? Но турки отлично знают ответ на этот вопрос. И они отлично понимают цену того, что сегодня Арарата на гербе независимой Армении нет. А мы почему-то упорно не хотим возвращать в государственный герб Арарат, хотя трудно найти армянина, который не желал бы этого – как в самой Армении, так и в Диаспоре.
В прошлом году «Голос Армении» опубликовал несколько статей на эту тему, был проведен и мини-соцопрос, в ходе которого высказались многие известные люди. Мнение было практически однозначным: сарьяновский герб был заменен на нынешний отнюдь не случайно, власти страны вложили в это определенный политический смысл или, как теперь модно говорить, мессидж. И столь же нетрудно догадаться, кому был этот мессидж адресован. Сегодня в контексте происходящих исторических по сути событий этот мессидж приобретает особый, зловещий смысл.
Вот лишь несколько высказываний из опроса, результаты которого были опубликованы в «ГА» 23 августа 2008 года. «У Сарьяна мы имели Арарат – непобедимый символ и свидетель тысячелетней истории Армении, наш Арарат – единственный в мире. И даже турки с большевиками не сумели убрать его с герба»; «Случайно подобные шедевры (герб Сарьяна и гимн Хачатуряна. – М.Г.) не создаются, зачем нужно было их менять?»; «Лучше герба, созданного Сарьяном, ничего быть не может. Мы — Араратская страна, Арарат у нас в крови, это альфа и омега армянского национального духа…»; «Арарат – наше чудо, он заложен в нас генетически, испокон веков и навсегда». И все сходились в одном: необходимо вернуть сарьяновский герб, убрав из него советскую символику.
Интересно, много ли на свете стран, герб которых создан рукой гениального художника? Есть ли на свете другие страны, на гербе которых может быть изображен библейский символ – гора Арарат? Вряд ли. Тогда почему 20 лет назад Арарат был легко убран с герба обретшей долгожданную независимость Армении? Вместо библейской горы – символы, ничего не говорящие ни уму ни сердцу современного армянина. Арарат же – тот символ, который всегда будет говорить нам и о нас очень многое – если не все. Арарат – это вера, которая веками спасала нас от исчезновения в водоворотах истории. Арарат – это наша потерянная родина. Арарат – это вера в мечту, которая однажды может исполниться. Убрав Арарат с герба независимого государства Армения, нам словно сказали, что не стоит больше верить в эту мечту. И может быть, еще и поэтому множество сказанных в эти дни руководителями государства правильных слов не были восприняты очень многими нашими соотечественниками.
Арарат должен занять свое прежнее место на гербе Армении. И над ним вновь должно засиять армянское солнце. В современном мире, безусловно, правит бал «реал-политик», но нельзя отбирать у народа его вековую мечту – это равносильно тому, чтобы отнять у него будущее.