«Бывший посол США в Турции, который пытался играть роль посредника в нагорно-карабахском конфликте, сказал мне, что трудно ожидать от армян НКР, что они станут законопослушными гражданами Азербайджана», — говорит на страницах турецкой Hurriуet аналитик Барчин Йнанч.
«Я не думаю, что турецкая бюрократия придерживается иной точки зрения. Как это ни сложно понять Азербайджану, но нагорно-карабахская проблематика не находится на повестке дня международного сообщества, но это факт и его следует воспринимать как данность. Милитаристская риторика Азербайджана, сводящаяся к тому, что НКР можно взять „обратно“ посредством военной силы, стихла после российско-грузинской войны. Воинственный настрой Азербайджана имеет своей предпосылкой нефтедоллары, благодаря которым ее армия стала сильнее армянских вооруженных сил. Однако дальше высказываний дело не дошло, так как было опасение, что в войну вмешается Россия, чтобы помочь своему единственному союзнику в регионе. Однако на самом деле вмешательство России в большей степени объяснялось бы тем, что она является противником Азербайджана в энергетическом мире.
Весьма вероятно, что азербайджанские власти близки к тому, чтобы понять, что НКР невозможно будет полностью вернуть в рамки азербайджанского суверенитета. На определенном этапе международные посредники использовали формулу „независимость минус“, означающую, что НКР получит статус широкой автономии, но не независимость в полном значении этого слова. Азербайджан доверяет Турции в „справедливом“ решении проблемы и чувствовал бы себя намного уверенней, если бы чувствовал ее поддержку. Но не вызывает сомнений то, что Баку потерял доверие к нынешнему правительству Турции. Не секрет, что правящая партия „Справедливость и развитие“ (AKP) особо не в восторге от тюркских республик Центральной Азии. Она намного комфортней чувствует себя во взаимоотношениях с исламскими арабскими странами, чем с мирскими тюркскими государствами, которые со стороны AKP считаются даже атеистами. Одним словом, есть взаимная антипатия, вызывающая недоверие друг к другу, что, в свою очередь, затрудняет сотрудничество по нагорно-карабахскому вопросу.
Анкара сделала шаги на предмет нормализации армяно-турецких отношений. Однако она не может делать их в ущерб и за счет Азербайджана. Сам нагорно-карабахский вопрос не имеет для Турции принципиального значения, стратегическую ценность для Турции представляют азербайджанские газ и нефть. И если президент Абдулла Гюль и премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган хотят продолжать начатые шаги по нормализации отношений с Армении и не хотят потерять Азербайджан, то тогда они должны найти пути для того, чтобы достигнуть взаимного доверия.
Но для этого им не следует утруждать себя поездками Баку, так как все их слова не порождают ничего позитивного. Все, что требуется – это отправить в Баку посланников и весьма респектабельных фигур в лице Сулеймана Демиреля (бывший премьер-министр страны) или Хикмета Четина (бывший спикер парламента). В этой стране они пользуются большим авторитетом и влиянием. В этом случае процесс нормализации отношений с Арменией пройдет более безболезненно и без лишних подозрений. А это может побудить азербайджанских лидеров быть более сговорчивыми в нагорно-карабахском вопросе. Таким образом, мы будем иметь два вектора по нормализации отношений – армяно-турецкий и армяно-азербайджанский. Причем оба процесса могут положительно влиять друг на друга».