Два парафированных Протокола по нормализации армяно-турецких отношений, подписанных 10 октября в Цюрихе, позволяют надеяться на то, что один из самых сложных и затяжных конфликтов на Южном Кавказе в скором времени разрешится, считают эксперты израильского Института исследований национальной безопасности (INSS).
INSS утверждает, что «не секрет, что Турция хочет получить членство в Европейском Союзе (ЕС). Однако это проблематично, так как во многом зависит от открытия армяно-турецких границ, а также признания факта Армянского Геноцида. Но следует, одновременно, учесть и то, что председательствующая в ЕС Швеция приветствует вступление Турции в ЕС, так что для последней в некотором смысле приоткрываются двери.
Армения, осаждаемая блокадой со стороны Турции и Азербайджана, а также нестабильностью в Грузии, пошла на две большие уступки: первое, согласилась на создание межправительственной комиссии по исследованиям исторических фактов и архивов в связи с событиями в Османской Турции, несмотря на свои утверждения о признании многими западными историками этих событий геноцидом. И второе, все это время Турция опасалась того, что Армения потребует земельной репарации, если Турция признает факт Геноцида. Опасения Турции были спровоцированы еще и тем, что после объявления своей независимости официальный Ереван отказался признать границы, существующие между двумя странами. Теперь же вышеупомянутые протоколы включают в себя и признание демаркационной линии. Однако следует подчеркнуть, что эта уступка носит чисто символический характер, так как Армения намного слабее Турции и вряд ли будет серьезно претендовать на то, чтобы выдвигать требования на территории Восточной Турции.
Тем не менее, несмотря на достигнутое соглашение, все еще остаются проблемы – ратификация документов парламентами обеих стран, оппозиция Азербайджана в связи с нагорно-карабахским конфликтом и недовольство Армянской Диаспоры.
Однако, если все эти проблемы не смогут подорвать процесс нормализации, то это будет иметь очень важные последствия: первое, очевидным образом ускорится переговорный процесс по нагорно-карабахской проблематике. Помимо всего прочего, это скажется и на статусе России — союзника Армении на Южном Кавказе. Разрешение нагорно-карабахского конфликта будет иметь важные политические и экономические последствия в связи с проведением нефтепровода по поставке природного газа и нефти на Южный Кавказ. Далее, это приумножит роль Турции не только во взаимоотношениях с ЕС, но и как регионального посредника. До недавнего времени было неясно, почему же Турция играет роль голубя мира между Сирией и Израилем, Афганистаном и Пакистаном, Сирией и Ираком, в то время как она сама не решила свои проблемы с соседями. При нормализации же отношений с Арменией она продемонстрирует миру свое лидерство, значительность в политике и посреднической роли в решении двусторонних конфликтов».