10 октября, 23.14 по ереванскому времени – именно в этот момент в конечном итоге произошло событие, которое мировые СМИ уже поспешили окрестить «событием века». Министры иностранных дел Армении и Турции подписали в университете Цюриха Протоколы, вызвавшие бурю страстей, множество разногласий и акции протеста в Армении и Диаспоре, – Протоколы, которые, по оценке одних, могут открыть новую эпоху в армяно-турецких и в целом в региональных отношениях, а по убеждению других, являются односторонними и неприемлемыми для армянской стороны.
Начавшаяся 23 апреля и продолжившаяся 31 августа бурная «протокольная эпопея» получила достойное по своему глубинному драматизму завершение. Намеченное на 20.00 подписание было неожиданно отложено и состоялось спустя более 3 часов. Причины задержки, несмотря на множество комментариев, официальных заявлений и утечек, остаются по большому счету неуточненными для широкой публики. Очевидным результатом возникших в последний момент разногласий стало отсутствие заявлений, с которыми министры иностранных дел РА и Турции, как анонсировал посредник – швейцарский МИД, должны были выступить сразу после церемонии подписания. Проследим коротко хронологию событий и поведение сторон.
10 октября за несколько часов до объявленного времени подписания президент Армении Серж Саргсян выступил с обращением к армянскому народу. Подчеркнув, что «установлению отношений с Турцией без предусловий альтернативы нет», Саргсян вместе с тем отметил: «Обеспокоенность отдельных лиц и политических сил является следствием различного трактования некоторых положений подписываемых Протоколов и исторического недоверия в отношении Турции». Именно разъяснение позиции государства по поводу положений документов, удостоившихся различной трактовки, оказалось главной темой обращения. Президент в очередной раз подтвердил три ключевых постулата:
1. Никакие отношения с Турцией не могут ставить под сомнение факт лишения родины и Геноцида армянского народа.
2. Вопрос существующих между Арменией и Турцией границ должен быть решен в соответствии с международным правом.
3. Эти отношения никак не касаются и не могут касаться урегулирования карабахского конфликта, который является независимым и самостоятельным процессом. Армения не рассматривает указанный в Протоколах вопрос о территориальной целостности и нерушимости границ в качестве упоминания, имеющего какое-либо отношение к проблеме Карабаха.
Далее СМИ начали сообщать о подготовке церемонии подписания Протоколов, отмечая участие в ней высоких официальных лиц: госсекретаря США Хиллари Клинтон, министров иностранных дел России Сергея Лаврова, Франции — Бернара Кушнера, Швейцарии – Мишелин Кальми-Рей, Верховного комиссара ЕС Хавьера Солана, Действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Словении Самуэля Жбогара. Сообщалось также о беспрецедентном внимании мировых СМИ к этому событию: церемонию собирались освещать около 70 средств массовой информации. Параллельно стали появляться сообщения о заявлениях турецких официальных лиц. Премьер-министр Эрдоган в последний момент посчитал нужным предупредить, что после подписания Протоколов между Арменией и Турцией Армения поставит перед Турцией серьезные требования, но «мы не опустим головы перед требованиями Армении». Далее Эрдоган повторил избитые клише о том, что «Турция представляет Армении серьезные требования по поводу прекращения оккупации азербайджанских земель» и, естественно, заверил, что Турция никогда не предпримет шагов, противоречащих интересам Азербайджана. Эрдоган не постеснялся также повторить наглые требования о том, что, дескать, «Армения должна выйти из-под контроля международного армянского лобби». В унисон своему шефу госминистр Турции Чичек заявил в тот же день, что «Геноцид армян является самой большой клеветой в адрес Турции».
В 20.00 армянские телеканалы начали прямые репортажи из Цюриха. Минут через 20, когда стало ясно, что церемония задерживается, трансляция была прекращена, и без каких-либо объяснений. Общественное телевидение Армении переключилось на футбольный матч. При всем уважении к игре, давшей название этому дипломатическому процессу, молчание армянских телеканалов выглядело непонятным: каких-либо объяснений телезрителю не было дано. А значит, люди, не имеющие доступа к интернет-источникам, пребывали в полном неведении относительно того, что происходит в Цюрихе. И это при условии, что практически все армянские телеканалы имели своих журналистов на месте события.
Между тем электронные СМИ выдавали одну версию за другой, и почти все они, к сожалению, исходили из турецких источников. Так, государственный телеканал этой страны ТRТ2 сообщил, что, дескать, Армения хочет внести в Протоколы изменения, поэтому задерживает подписание. CNN Turk передал, что, дескать, церемония подписания отложена на неопределенный срок. Затем появилось сообщение газеты «Заман» о том, что армянская сторона выступила против формулировки с упоминанием Карабаха в итоговом заявлении турецкой делегации. Впоследствии турецкие СМИ, ссылаясь на некий дипломатический источник, передали, что причиной задержки стали разногласия по заключительным выступлениям: армянская сторона в своем выступлении хотела косвенно упомянуть Геноцид 1915 года, а турецкая — конфликт в Нагорном Карабахе. Забегая вперед, отметим, что эту версию подтвердила и госекретарь Клинтон, заявив журналистам, что «разногласия имелись у обеих сторон». Так ли это или госсекретарь пожелала сохранить дипломатический паритет, сказать трудно.
Вместе с тем превалирующей версией остается отказ министра Налбандяна подписать Протоколы из-за того, что в проекте заключительного заявления турецкой стороны упоминался Нагорный Карабах.
В 23 часа армянские телеканалы повторно начали трансляцию из Цюриха. Задержка составила на сей раз четверть часа, и в 23.21 Протоколы были подписаны. Дежурные улыбки и объятия, позирование перед фотокамерами, рукопожатия – и все направляются к выходу: становится ясно, что компромиссом, к которому стороны пришли при активном посредничестве Клинтон, а по версии российских СМИ, Лаврова, стал отказ от заявлений.
К сожалению, в вопросе конкретной причины задержки армянская дипломатия продолжает хранить молчание. Пресс-секретарь МИД Тигран Балаян заявил, что «в устном заявлении турецкой делегации были неприемлемые для армянской стороны формулировки». Учитывая крайне напряженный характер церемонии подписания, подобная секретность вряд ли добавит доверия в армянском обществе и Диаспоре, где огромное множество людей и без того настороженно относится к Протоколам.
Как бы то ни было, промежуточная развязка наступила: парафированные 31 августа Протокол об установлении дипломатических отношений и Протокол о развитии двусторонних отношений подписаны и должны быть переданы на ратификацию в парламент.