В преддверии Цюриха — власть, оппозиция, диаспора: Дискурс недели

Внутренняя политика

Подписание 6 октября двенадцатью политическими партиями совместного заявления против парафированных армяно-турецких протоколов на деле стало важнейшим событием внутриполитической жизни уходящей недели. С самого первого взгляда становится очевидным, что в действительности речь идет о начале официального сотрудничества Армянской Революционной Федерации Дашнакцутюн и партии «Наследие». Все остальные силы, подписавшие заявление, не играют какой-либо серьезной роли в политической жизни страны. Окончательно «обретшее плоть» сближение АРФД и «Наследия», поданное в качестве совместного заявления 12 политических партий против армяно-турецких протоколов, явным образом укладывается в попытку создания нового объединения сил, претендующих занять полтора года пустующую нишу «конструктивной оппозиции». Судя по тому, что происходит в настоящий момент, единственным потенциальным препятствием на пути успешного создания приемлемого для властей вектора оппозиции остается импульсивность и склонность к неожиданным шагам основателя и негласного лидера партии «Наследие» Раффи Ованнисяна. Возможным камнем преткновения может также стать требование об отставке главы государства в случае уже практически ставшего реальностью окончательного подписания армяно-турецких протоколов. Нельзя исключать вероятность, что «Наследие», все-таки, в отличие от АРФ Дашнакцутюн решится потребовать отставки президента Сержа Саргсяна. Как же будут развиваться события, можно будет увидеть в ближайшее время.

На свободу вышел один из 19 активистов оппозиции, находящихся под арестом. Рассмотрев ход следствия, Генеральная прокуратура поручила следователю ускорить работы по завершению предусмотренных мероприятий в отношении молодого активиста оппозиционного Армянского национального конгресса Тиграна Аракеляна, обвиняемого в применении силы против полицейского. Одновременно Генпрокуратура решила изменить меру пресечения Т.Аракеляна и выпустить его на свободу под подписку о невыезде. Данное решение было мотивировано заключением главного окулиста министерства здравоохранения, согласно которому у арестанта поврежден зрительный нерв левого глаза. В результате, одним арестантом из числа оппозиционеров в Армении стало меньше. Меньше будет звучать и обвинений оппонентов в адрес властей об их садистской сущности.

Очередная криминальная разборка с участием представителя правящей коалиции произошла в начале уходящей недели. На участке близ села Мармарашен Араратской области трассы Ерасх – Ереван произошла ссора между депутатом парламента от партии «Процветающая Армения» Каро Карапетяном и жителем деревни Двин Артуром Задояном. В сообщении полиции говорится о конфликте на бытовом уровне, в ходе которого Задоян ударил депутата ключами автомобиля по голове, в ответ парламентарий из собственного «браунинга» выстрелил пять раз в направлении последнего. Две пули ранили Задояна в руку и ногу. Сейчас идет следствие, результаты которого по сложившейся традиции имеют крайне мало шансов закончиться какими-то серьезными последствиями для депутата от одной из правящих партий. Подобные инциденты в Армении давно стали обычным делом, просто это продолжает крайне негативно влиять на имидж не только властей республики, но и всей страны. Тем более, когда представители властной вертикали либо пытаются умолчать о преступлениях, либо даже оправдать их.

Карабахское урегулирование и регион

В преддверии окончательного подписания парафированных армяно-турецких протоколов 10 октября в Армении и Турции завершились шестинедельные внутриполитические консультации по их содержанию.

Довольно спокойный ход консультаций в Турции подтвердил мнение об определенной наигранности недовольства ведущих оппозиционных сил ходом процесса нормализации отношений с Арменией. Хотя они во главе с Народно-республиканской партией Дениза Байкала и заявили о намерении голосовать против ратификации протоколов, никаких серьезных акций протеста не последовало. Все это может говорить в пользу версии о желании турецкой политической элиты создать имитацию сложного прохождения армяно-турецких документов через парламент, преследуя цель минимизировать возможные крупные акции в Армении.

Сделать это не удалось, однако массовость протестных акций в Ереване оставляет желать лучшего. Поочередной голодовкой по две сутки пары десятков своих активистов перед зданием Министерства иностранных дел Армянская Революционная Федерация Дашнакцутюн принесла больше пользы парафированным протоколам, чем вреда. В этом еще раз можно было убедиться 9 октября, когда, несмотря на активную пропагандистскую кампанию, шествие и митинг против окончательного подписания парафированных армяно-турецких протоколов собрали лишь несколько тысяч человек. Не склонило чашу весов в пользу противников парафированных документов и подписание 12 политическими партиями совместного заявления с критикой процесса нормализации армяно-турецких отношений. Если отложить в сторону то, что 10 из них не играют какой-либо роли в политической жизни страны, останется обратить внимание еще на одну причину немассовости акций протеста. Вторая составляющая наметившегося вектора политических сил – партия «Наследие», не имеет большого самостоятельного опыта организации массовых акций протеста, более того, некоторые ее представители не скрывали: значительная часть электората является «не митинговой». Когда к этому прибавляешь низкий рейтинг АРФ Дашнакцутюн и недавний крупный внутрипартийный скандал в «Наследии», сильно ослабленном после раскола, то становятся понятными причины неудачи данных политических сил в попытке поднятия волны народного протеста против внешнеполитического курса руководства страны и доведения своей позиции до широкой общественности.

На уходящую неделю выпала и заключительная часть недельного турне президента Армении Сержа Саргсяна по зарубежным странам, в ходе которого глава государства провел встречи с представителями крупнейших армянских общин. Визиты в Париж, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Бейрут и Ростов-на-Дону, в первую очередь, продемонстрировали насколько болезненным для армянского народа является процесс нормализации армяно-турецких отношений. Ничего удивительного в этом нет по нескольким причинам. Односторонняя поддержка Азербайджана Турцией в годы карабахской войны, упорное желание не признавать и ставить под сомнение факт Геноцида армян постоянно заставляют сомневаться в полной искренности стремления нынешнего руководства этой страны к нормализации отношений с Арменией. К этому прибавилась и десятилетняя политика экс-президента Роберта Кочаряна, проводившего радикальный курс в отношении Турции. В итоге, его преемнику, в ходе предвыборной кампании 2008 года выступавшему в роли продолжателя политики Кочаряна, весьма трудно доводить до армянской общественности и диаспоры причины изменения внешнеполитического курса руководства страны. В этих условиях панармянское турне сопровождалось многочисленными акциями протеста представителей диаспоры в США, Франции и Ливане. Следует отметить, что интерес общественности Армении к проходящим акциям протеста искусственно подогревался рядом факторов. Во-первых, тенденциозно-официальное освещение практически всеми телеканалами турне создало ситуацию, что многие вынуждены были черпать информацию из, фактически, принадлежащего АРФ Дашнакцутюн «Еркир-медиа», в эфире которого наблюдалась обратная крайность.

Сам же Серж Саргсян в своей пространной речи на расширенном заседании Совета национальной безопасности попытался развеять впечатление о своем желании заручиться поддержкой всей диаспоры, и это ему в принципе удалось: «Моей целью отнюдь не было заявить по возвращении с панармянского турне, что вся диаспора поддерживает подписание армяно-турецких протоколов». Глава государства подчеркнул важность завершившихся визитов с точки зрения учета высказанных мнений для дальнейшей корректировки тактики властей на разных этапах длительного процесса нормализации армяно-турецких протоколов. Кстати, приводя аргументы в пользу окончательного подписания парафированных протоколов, Саргсян решил весьма четко высказаться и относительно обвинений в признании нынешними властями нынешних турецких границ. Причем сделал это с выраженной прямотой, которой не отличился министр иностранных дел Эдвард Налбандян. Серж Саргсян назвал выдвижение территориальных претензий не лучшим началом для нормализации отношений и сослался на наличие реалий политической культуры 21-го века, с которыми нельзя не считаться. Данное заявление укладывается в рамки проводимой им политики после начала так называемой футбольной дипломатии, которая ориентирована на откат от сугубо эмоционального подхода к армяно-турецким отношениям.

Таким образом, консультации в Армении и Турции закончились именно так, как это должно было произойти. Пошумели, переругались, а оказавшийся в центре внимания основных геополитических игроков процесс нормализации армяно-турецких отношений идет заранее предначертанным ходом.

На уходящей неделе в режиме повышенной конфиденциальности прошла очередная встреча президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева. Никаких утечек не было и после второй их встречи в Кишиневе, к которой присоединился президент России Дмитрий Медведев. Из скупых заявлений сопредседателей Минской группы ОБСЕ об отмеченном прогрессе и достижении соглашения о новой встрече Саргсян-Алиев в недалеком будущем складывается впечатление о нежелании сторон и международных посредников оказывать дополнительное давление на общественное мнение Армении, Азербайджана и Турции в ходе решающей стадии весьма болезненного процесса нормализации армяно-турецких отношений.

Экономика и социальная жизнь

На уходящей неделе с треском рухнула очередная инициатива правительства, ориентированная на стимулирование интереса населения к выдаче чеков контрольно-кассовых аппаратов. После того, как сложная система розыгрышей привела к крайне незначительному количеству победителей лотереи, власти решили ввести так называемую бонусную систему. С апреля все чеки контрольно-кассовых аппаратов, которые не выиграли в лотереи, могли быть представлены для получения бонусов в размере 2-3% от общей стоимости покупок. Так, за собранные в течении 90 дней 50 не выигравших чеков на сумму не менее 100 тысяч драмов можно было получить бонус в размере 2500 драмов и так по возрастающей. Сейчас же правительство приняло решение прекратить выплаты гражданам бонусов по контрольно-кассовым чекам. Как заявил премьер-министр Тигран Саркисян, в ходе проверок были выявлены серьезные злоупотребления в процессе выдачи бонусов. В частности, предприятия, где действует фиксированная выплата и которые не платят налог на прибыль, почему-то выдавали своим работникам зарплату чеками. Кроме того, некоторые граждане перепродавали свои талоны другим. По его словам, с 1 января 2010 года бонусы будут выплачиваться в размере 1% от покупки. Так что очередная навязчивая кампания с призывом обязательно брать при покупке чеки контрольно-кассовых аппаратов уходит в прошлое: вряд ли стоит думать, что с начала года какому-нибудь актеру удастся вновь убедить необеспеченные слои населения снова брать чеки. Если к этому прибавить провал инициативы главы кабмина пополнить бюджет с помощью штрафов за нарушение правил дорожного движения (из-за нежелания на пустом месте «кормить» госбюджет армяне за несколько дней сразу стали примерными гражданами), то Тиграну Саркисяну скоро очевидно придется смириться с бесперспективностью выдвигать все новые и новые инициативы подобного рода и задуматься над реальными шагами по стимулированию развития экономики.

Между тем, правительство решило выделить суммы на обеспечение жильем семей в зоне бедствия. Согласно утвержденному плану в 2009-2013 гг. на восстановление зоны бедствия из госбюджета будет выделено 74 млрд. драмов. Как заявил журналистам министр градостроительства Вардан Варданян, на данный момент число нуждающихся в квартирах в зоне бедствия составляет около 7000 человек. На 74 млрд. драмов должны быть построены 500 тыс. кв.м жилплощади. Жилье будет предоставляться бесплатно. Чиновник сообщил, что в течение прошлой недели уже сданы в эксплуатацию 40 квартир. «Вопрос завершения недостроенных в 2009 году домов, число которых превышает 500, мы не затрагивали. Эти работы начнем в 2010 году», — сказал министр. Он заверил, что из 7000 нуждающихся в 2009-2010 гг. квартиры получат 3200, и если работы будут продолжены в таком темпе, то программа может быть завершена на год раньше, то есть в 2012 году.

Комитет по защите экономической конкуренции Армении, наконец, обратил внимание на искусственно высокие тарифы на авиабилеты Ереван-Москва и обратно. Ее руководитель Ашот Шахназарян в беседе с журналистами отметил, что сейчас рейсы по маршруту Ереван-Москва осуществляют три российских и одна армянская авиакомпания. Но, несмотря на это, ценовые колебания у них низкие. «Тут чувствуется запах монопольных соглашений. Мы думаем, что между авиакомпаниями есть сговор», — сказал чиновник. Он также добавил, что Армянская сторона совместно с Межгосударственным советом по антимонопольной политике (МСАП) обсудит сложившуюся ситуацию на рынке авиаперевозок Армении. А.Шахназарян также обратил внимание на то обстоятельство, что в прошлом году после вмешательства антимонопольной комиссии цена на авиатопливо снизилась с $1540 до $760, но на стоимости авиабилетов это не отразилось. По карманам потребителей сильно ударило и решение выражать стоимость авиабилетов в евро, вместо долларов.

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.