На вопросы ARMENIA Today отвечает бывший замминистр обороны Армении, член правления Социал-демократической партии Армении Гнчакян Ваан Ширханян.
- Как Вы оцениваете, сделанное недавно премьер-министром Турции Реджеп Тайип Эрдоганом заявление о том, что возможно на церемонии подписания армяно-турецких протоколов будут находиться и сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Не означает ли это, что вопрос нормализации армяно-турецких отношений увязан с проблемой Нагорного Карабаха?
- Я и не сомневаюсь, что эти проблемы являются продолжением друг друга. И это общая программа, и Эрдоган никогда этого не скрывал. В отличие от нашего руководства, не скрывал этого и президент Турции Гюль. В общей сложности, я бы рассматривал эти отношения в более широком поле. Это лишь часть англо-саксонской программы. И она преследует решение более крупных геополитических задач, чем просто нормализация армяно-турецких отношений. Здесь не может быть и речи о налаживание отношений, если Эрдоган говорит о возможном участии посредников.
К чему приведет ратификация этих протоколов? И из сторон, кто и что выиграет? Англия и США окончательно утвердят свое влияние на Южном Кавказе, вытеснив оттуда Россию. Армения является последним союзником России в Закавказье. Англия и Америка получают прямой путь сообщения из Турции в Баку, оттуда в Среднюю Азию и т.д. Второе, эти страны приобретают достаточно большой рынок природных ресурсов, богатства, которые имеются у Азербайджана, Казахстана, Средней Азии. Это не только нефтяные и газовые ресурсы, но и рынок потребления. За последние 100 лет, эти страны смогут реализовать свою третью программу по перекраиванию Евразии. Это началось, после развала СССР, разделения Чехословакии, затем Югославии, Ирака, теперь Закавказье, Средняя Азия и т.д. Сегодня их интерес раскрылся. Турция может окончательно нейтрализовать угрозу признания Геноцида. Она для нее может иметь гибельные последствия, вплоть до развала государства, если Турцию принудят выплатить компенсацию.
Турция мастерски смогла приостановить победное шествие признания геноцида во всем мире. Это ее первый интерес. Второй, она получает дорогу в сторону Нахичевана. Первая задача – это дорога к Нахичевану, другая – это дорога от Нахичевана к Баку. Вот здесь и будет раскрыта прямая связь между армяно-турецкими протоколами и Мадридскими принципами. Поскольку турецкая сторона будет требовать от нас предоставления Мегринского коридора, а Армения, в свою очередь, будет говорить о Лачинском коридоре. Тут они и предложат вариант обмена Мегринский на Лачинский. И это просто вытекает из Мадридских принципов. Там нет задачи обмена, там есть возврат 5-ти районов, потом двух, далее статус Нагорного Карабаха и т.д. Но без возврата 5-ти районов, говорить о Мегринском коридоре просто невозможно. Поскольку продолжение Мегри – это Джабраил. Значит первым делом надо эту территорию вернуть, а потом предоставить коридор через Мегри, чтобы дорога имела свою цену, в ином случае она не имеет цены.
Ни у Англии, ни у Америки, ни у Турции нет какой-либо заинтересованности в улучшение экономической ситуации Армении. На самом деле, эта дорога никакую экономическую выгоду не принесет Армении. Наши власти даже не удосужились провести исследование, рассчитать все и сказать народу, что мы идем на такой шаг, который приведет вот к таким политическим последствиям. Не был проведен такой анализ, который бы обосновал наш интерес после открытия этой дороги.
- Вы, как бывший замминистра обороны, как бы охарактеризовали ту военно-политическую ситуацию, которая создастся на Южном Кавказе после открытия армяно-турецкой границы?
- Стабильность государств характеризуется несколькими критериями: внутренняя стабильность, взаимоотношения общество-власть, терпимость, динамичный ход развития, здоровое политическое поле и т.д. Внешние критерии – это обеспечение военной и национальной безопасности. Страна подобная Армении, имеющая проблемы с соседями не может не быть охваченной в какую-нибудь систему безопасности. История показала, что для нас самое приемлемое – это наше нахождение в союзе с Россией, особенно за последние 20 лет. Сегодня мы страна – член ОДКБ. Здесь размещена российская военная база, и российские пограничники защищают рубежи армяно-турецкой, армяно-иранской границы. С открытием армяно-турецкой границы необходимо внимательно прочитать договор о присутствии российской военной базы на территории Армении. Там четко написано, что эти базы создаются с целью обороны южных границ Армении. А, если у тебя с южным соседом наладились политические и дипломатические отношения, и развиваются экономические, вы идете на углубление этих связей, то, естественно, необходимость в базах и пограничниках отпадает. Это логично. А в политическом плане я уже сказал, что для Англии, США, Израиля, Турции важной задачей является вывести Армению из под влияния России. Но не для того, чтобы нанести вред Армении, а для того, чтобы вытеснить отсюда Россию. Чтобы затем продолжить эти действия в Средней Азии, доведя их до Китая. Это американская программа, существующая еще с давних времен.
В советские годы шла борьба против СССР, а сегодня против России. Здесь мы лишь инструмент. Просто Запад превратил Армению в одно оружие для обеспечения своих же интересов. И, когда мы откроем армяно-турецкую границу, то через некоторое время обязательно встанет вопрос о выводе российской военной базы. И этот вопрос встанет именно по требованию Запада. Не имея какой-либо связи с НАТО, мы окажемся в тяжелейшем положение, с учетом нашей истории и наших национальных стремлений. И в этом плане я должен сказать, что шаг армянских властей недальновиден и не просчитан, ни в политическом, ни в военном, ни в экономическом плане.
- На ваш взгляд, развитие процесса армяно-турецких отношений, не приведет ли к тому, что Армения станет членом НАТО?
- Отвечая на ваш вопрос, я не сказал, в чем выигрывает Армения? Нам, наверняка предлагают, что, если мы подпишем протоколы, откроется граница, то нас примут в НАТО, в Евросоюз. Какие-то обещания ведь должны были дать Армении, чтобы она пошла на такие уступки. Но все это я не считаю интересом Армении, а скорее потерями. Поскольку быть членом НАТО, означает находиться под влиянием Турции. Потому что самый ближайший, надежный член НАТО на Южном Кавказе это Турция. И Америка попросит у Турции, чтобы она занялась вопросом «натоизации» Армении. От кого мы должны защищаться, если мы входим в НАТО, если мы сдаем Карабах Азербайджану?
А с установлением армяно-турецких отношений мы понесем самую большую потерю – перспективу признания геноцида, которая до сих пор была очень реальна. Мы, создав эти отношения, теряем Карабах не в переносном смысле, а в физическом значение. И стать членом НАТО без Арцаха, к тому же налаживать свои отношения с Турцией, не заикаясь впредь о Геноциде, и в результате оказаться во враждебных отношениях со Спюрком? Тогда возникает вопрос, а где здесь выгода? В итоге мы будем иметь такую Армению, которая очень быстро превратится в турецкий базар, поскольку у них большие экономические возможности, да и опыта больше. Мы превратимся в турецкий базар, при этом, возможно, став, членом НАТО, Евросоюза. Но это уже будет не Армения.
- Насколько правдоподобны утверждения должностных лиц Армении, что Азербайджан имеет военное преимущество перед Арменией? На ваш взгляд, не делается ли это с целью, чтобы дать скорейшее решение Карабахскому вопросу?
- Я сказал, что реализуется программа и это не частный случай. Общая программа имеет многочисленные подпункты, которые должны быть реализованы. И то, что некоторые представители властей начали говорить о, якобы, военном преимуществе Азербайджана, является одним из пунктов этой программы. Как и то, что грузинские пограничники начали входить на территорию Армении. Это также было продиктовано этой программой. Для того, чтобы Армения поняла, что, если завтра Грузия закроет дорогу, то наша дорога может быть только лишь через Турцию. Нас толкают и ведут к тому убеждению, что другого выхода у нас нет: вы сегодня слабы в военном плане, ваш путь через Грузию находится под угрозой, и вам обязательно для жизнеобеспечения своего будущего необходимо открытие границы. Это программа, претворяется в жизнь усилиями англо-саксонов.
Здесь, конечно, мы забыли, что в 90-х годах Азербайджан в 3-4 раза был сильнее Армении и населением и деньгами, вооружением, количеством оружия, но он проиграл. И сегодня говорить, что Азербайджан более силен, просто невозможно. Внутренняя ситуация в Азербайджане намного печальнее, чем в Армении. И коррупции там больше, и морально-психологический фон намного хуже, чем в Армении. И обосновывать это тем, что Украина, Беларусь, Израиль, Турция передали Азербайджану оружие, и он стал сильнее, это несерьезное мнение.
— Как вы оцениваете решение властей сократить на 30% военные расходы в государственном бюджете Армении на 2010 год?
- Отвечу на этот вопрос классически. Государство сокращает военные расходы, когда считает, что страна не имеет военной угрозы. Полагая, что зачем тратить средства на содержание армии, ее развитие, если у нее нет какой-либо опасности со стороны соседей. Второй вариант, это, то, что у страны нет финансовых возможностей. Есть угроза, но нет средств для обеспечения защиты. У нас и то, и другое. Кризис действительно очень сильно отразился на экономическом положение Армении. Но и второе имеет место быть.
Поскольку власти Армении, сближаясь с Турцией, считают, что военная угроза резко снижается. То есть, сегодня, страна, может быть, уже смирилась с той мыслью, что, удовлетворив требованиям Азербайджана, мы тем самым избежим военного столкновения. Другого объяснения относительно сокращения бюджета у меня нет. Наш главный враг – Азербайджан не только не сокращает, а удваивает и даже утраивает свой военный бюджет. А что касается нашей динамики, то, начиная с 2004 года, и до сегодняшнего дня я расценивал ее положительно. Это первый год, когда Армения решает отказаться не только от дальнейшего роста вооружений, но и сократить их. Это в своей основе имеет и политическое обоснование и частично экономическое.
- Сближаясь с Турцией, Армения может потерять своих союзников?
-Я считаю, что наш союзник номер один – это диаспора, которую мы теряем, сближаясь с Турцией, и теряем однозначно. Также важным нашим политическим, военным и стратегическим партнером является Россия, которую мы тоже упускаем, налаживая отношения с Турцией. И какие бы демагогичные доводы не приводила бы наша власть, что это не так и мы будем продолжать наше сотрудничество с Россией, тем не менее, это именно так. Надо признать, что эта англо-саксонская программа, прежде всего, направлена против России. И Армения используется как инструмент против России и это не может не повлиять на наши отношения.