Удивительное затишье на внутриполитическом поле Армении мы наблюдаем в последние месяцы. Единичные акции протеста «радикальной» оппозиции, малочисленные пикеты «националистических» сил — выглядят пресно и неубедительно, особенно на фоне активности Диаспоры.
Парадокс можно описать следующим образом: политическая жизнь Армении вышла за рамки республики и сегодня развивается далеко от ее границ. Основные ньюзмейкеры – не депутаты и министры, наоборот, слушать их становится неинтересно день ото дня, не оппозиционные деятели – ну что нового может сказать Степан Демирчян или даже Левон Тер-Петросян, а незнакомые армянскому обывателю активисты и аналитики из Диаспоры. Внутри страны все сказано, но процессы продолжают развиваться. Четкое и неподдельное неприятие происходящим высказывает сегодня Диаспора. Со стратегической точки зрения — политизация Диаспоры, консолидация ее сил, новая мотивация борьбы – большой и важный процесс для Армении, в перспективе способный поднять ее международную котировку. Очевидно, именно благодаря консолидации и однонаправленной акцентированной работе еврейской диаспоры, позиции государства Израиль никогда не ограничивались борьбой за выживание с арабским миром. Другое дело, что армянская диаспора сегодня, при всей чувствительности своего протеста, при всей правоте своих опасений, работает все-таки в отрыве от той реальности, в которой находится сама Армения. И свидетельством тому пассивность и дезориентация оппозиционного лагеря в республике.
Внутренний протест не зреет по той простой причине, что сложился чудовищный дефицит идей, идеологий и стратегий развития страны. Выход из внешнеполитического тупика может заметно оживить обстановку внутри страны в том смысле, что у тех же оппозиционеров появится возможность анализировать свежие события, а не думать над тем, как из двух спичек собрать аквариум.
С этой точки зрения Диаспора апеллирует к незыблемым ценностям, не стараясь предугадать сценарии развития Армении как государства, последствий регионального клинча. Она исходит из своих интересов и яростно их защищает. Это объективно. Однако надо признать, что ярость Диаспоры должна как и прежде быть направлена против Турции, а не против собственной страны. Лишь разделение ролей между двумя руками армянского народа, коими, вне всякого сомнения являются Армения и Диаспора, может принести долгожданные плоды. Одна рука должна гладить — другая бить. И только в этом случае мы можем рассчитывать на эффект. Армения в некотором смысле заложник Диаспоры, оставшийся здесь — на поле брани, в плотном вражеском кольце. Не учитывать эту щепетильную ситуацию — играть в кассу Турции, задачу которой четко обрисовал премьер Эрдоган: «Армении не нужна Диаспора, она не дает никакой пользы».
Армен Геворкян