Российский эксперт считает первостепенными гарантии невозобновления войны в Карабахе
19 мая 2011, 14:47
Первостепенной задачей в процессе карабахского урегулирования является обеспечение гарантий невозобновления военных действий, считает главный научный сотрудник института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор экономических наук Виктор Шейнис.
«Передача районов, занятых Армией Обороны в целях самообороны, не может быть вырвана из контекста. Уход армян с какой-то части пояса безопасности — отдаленная перспектива. Сейчас важно договориться о гарантиях невозобновления военных действии», — сказал Шейнис в ходе открывшейся в четверг в Ереване международной конференции на тему «ОДКБ и Южный Кавказ: перспективы мира и безопасности в регионе».
По мнению российского эксперта, Россия должна использовать свое влияние в процессе урегулирования. «Россия должна ясно продемонстрировать всему миру, что не допустит новой агрессии и порабощения Нагорного Карабаха», — сказал Шейнис. Он отметил также, что Москва не должна допустить изменения нынешнего территориального размежевания, а голос России в Минской группе должен быть более категоричным и определенным. Кроме того, эксперт отметил важность укрепления ОДКБ.
Эксперт подчеркнул, что у истоков карабахского узла стоит партийное решение третьей стороны – Кавказского бюро ВКП (б) о передачи армянонаселенного Карабаха Азербайджану.
«Исправить эту опасную ошибку было легче в советское время, когда решения принимались без серьезного обсуждения с обществом», — сказал Шейнис. Он отметил, что восстановить справедливость можно было и в начальный период перестройки, однако ошибочная политика советского руководства завязала проблему в тугой узел.
Он, считает, что президент Азербайджана Ильхам Алиев понимает, к каким катастрофическим последствиям приведет новая война, однако его риторика направлена на обеспечение внутренней консолидации. «Ситуация тревожная… Заряженное ружье обладает способностью стрелять», — сказал Шейнис.
Он подчеркнул также, что так называемые мадридские принципы нуждаются в максимальной конкретизации, в частности, речь идет вопросах, связанных с возвращением районов вокруг Карабаха и недопущением их милитаризации, обеспечением широкого транспортного коридора с Арменией, временным статусом Нагорного Карабаха и имеющим обязательную юридическую силу референдума по окончательному статусу.
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
Российский эксперт считает первостепенными гарантии невозобновления войны в Карабахе
Первостепенной задачей в процессе карабахского урегулирования является обеспечение гарантий невозобновления военных действий, считает главный научный сотрудник института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор экономических наук Виктор Шейнис.
«Передача районов, занятых Армией Обороны в целях самообороны, не может быть вырвана из контекста. Уход армян с какой-то части пояса безопасности — отдаленная перспектива. Сейчас важно договориться о гарантиях невозобновления военных действии», — сказал Шейнис в ходе открывшейся в четверг в Ереване международной конференции на тему «ОДКБ и Южный Кавказ: перспективы мира и безопасности в регионе».
По мнению российского эксперта, Россия должна использовать свое влияние в процессе урегулирования. «Россия должна ясно продемонстрировать всему миру, что не допустит новой агрессии и порабощения Нагорного Карабаха», — сказал Шейнис. Он отметил также, что Москва не должна допустить изменения нынешнего территориального размежевания, а голос России в Минской группе должен быть более категоричным и определенным. Кроме того, эксперт отметил важность укрепления ОДКБ.
Эксперт подчеркнул, что у истоков карабахского узла стоит партийное решение третьей стороны – Кавказского бюро ВКП (б) о передачи армянонаселенного Карабаха Азербайджану.
«Исправить эту опасную ошибку было легче в советское время, когда решения принимались без серьезного обсуждения с обществом», — сказал Шейнис. Он отметил, что восстановить справедливость можно было и в начальный период перестройки, однако ошибочная политика советского руководства завязала проблему в тугой узел.
Он, считает, что президент Азербайджана Ильхам Алиев понимает, к каким катастрофическим последствиям приведет новая война, однако его риторика направлена на обеспечение внутренней консолидации. «Ситуация тревожная… Заряженное ружье обладает способностью стрелять», — сказал Шейнис.
Он подчеркнул также, что так называемые мадридские принципы нуждаются в максимальной конкретизации, в частности, речь идет вопросах, связанных с возвращением районов вокруг Карабаха и недопущением их милитаризации, обеспечением широкого транспортного коридора с Арменией, временным статусом Нагорного Карабаха и имеющим обязательную юридическую силу референдума по окончательному статусу.
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
Источник: АМИ «Новости-Армения»