Газета «Жаманак» провела беседу с политологом, депутатом парламента Азербайджана Расимом Мусабековым. Приводим отрывок из интервью:
Г-н Мусабеков, поздравляем с победой Азербайджана на «Евровидении -2011». По-вашему, то обстоятельство, что конкурс, несущий европейские ценности, будет проведен в Вашей стране, может ли повлиять на военную риторику Азербайджана и возможно ли, что это было шагом для предотвращения надвигающейся войны?
Думаю, что военная риторика смягчится, но реальная подготовка к военным действиям продолжится. Карабахский вопрос остается нерешенным, а Азербайджан не собирается вечно смиряться с оккупацией собственной территории армянскими войсками и об этом очень жестко заявлял и заявляет. Если кого-то успокоит смягчение военной риторики, то я посоветовал бы не соблазняться.
Есть мнение, что мир не позволит, чтобы карабахский вопрос был решен военным путем. Как Вы относитесь к этому обстоятельству и, по-вашему, как долго еще может сохраниться статус-кво?
Статус-кво может сохраняться еще некоторое время, но не вечно. В тот момент, когда военное преимущество Азербайджана будет внушать большую уверенность в военном успехе, и если вместе с этим сложится благоприятная геополитическая ситуация, например, ухудшится ситуация в Иране, из-за чего Запад будет нуждаться в нашей помощи, или же в этой стране в результате демократических изменений усилится азербайджанский фактор, то возобновление военных действий довольно ожидаемо. Военные действия могут начаться также внезапно, если переговоры прекратятся, а случаи нарушения режима прекращения огня участятся.
В интервью нескольким российским СМИ Серж Саргсян отметил, что существует угроза войны, так как со стороны Азербайджана такие планы существуют, и он выделил два сценария: либо Азербайджан полностью завоевывает Нагорный Карабах, что может случиться только в случае истребления карабахского народа, либо Азербайджан потеряет новые территории. Г-н Мусабеков, по-вашему, может ли Азербайджан военным путем достичь того, чего желает?
Я не желаю обсуждать возможные военные сценарии. Их больше, чем схематически в своих интервью отметил Серж Саргсян. Я не сторонник военного решения, хотя, как реалистичный политический деятель и аналитик, я не могу его исключить и обсуждаю разные возможные варианты.