СГОВОР НА ДОРОГЕ К ХРАМУ

В Тбилиси обрушился храм Мугнецоц Сурб Геворк — одна из пяти «спорных» церквей грузинской столицы. И, таким образом, не только перестала быть спорной (нет предмета спора — нет и спора), но и доказала свою армянскую бесспорность в полном соответствии с мудростью, заложенной в основу брехтовской пьесы, так блестяще воплощенной грузинами на сцене: своей церкви они не дали бы погибнуть.

В заявлениях Св.Эчмиадзина и епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии прямо названы виновники случившегося: это власти Грузии и структуры, отвечающие за сохранность историко-культурных и культовых памятников, на балансе которых находилась Мугнецоц Сурб Геворк. Совершенно четко указана и главная причина — намеренное несовершенство грузинского законодательства и как его следствие -неопределенность статуса Армянской Церкви, фактически лишающая ее права владеть собственностью и возможности заботиться о ней. Внимут ли на сей раз грузинские власти прозвучавшему в заявлении Св.Эчмиадзина призыву привести отношения с епархией ААЦ в соответствие с международными нормами и принятыми на себя обязательствами или, как обычно, проигнорируют его, неизвестно. Впрочем, с большой долей уверенности можно предположить, что все останется по-прежнему. Ведь в ином случае для этого необходимо будет радикально изменить политику «демократической» Грузии в отношении свободы вероисповедания и национальных меньшинств.

Однако есть для пессимизма и сугубо «армянские» причины. Главная из них — продолжающаяся в Грузии при полном попустительстве здравой части грузинского общества антиармянская истерия таких одиозных личностей, как вскормленный на армянской земле «ученый» Бондо Арвеладзе, превративший армянофобство в надежный источник, вероятно, безбедного существования. На отдельные конкретные проявления этой истерии армянская сторона изредка усилиями отдельных энтузиастов сдержанно отвечает, однако открыто обличать антиармянскую государственную политику и конкретные акции нынешних властей Грузии, их подпевание, даже с участием Католикоса Илии II, самым отвратительным азербайджанским измышлениям власти Армении по каким-то непонятным (точнее, понятным, но, на наш взгляд, совершенно неосновательным) причинам избегают, чем только потворствуют дальнейшему необузданному нагнетанию антиармянских настроений.

Возьмем только один, но весьма показательный пример. Вот уже несколько лет в Грузии публикуются газетные статьи, книги, снимаются телефильмы на тему так называемой армяно-грузинской войны 1918 года. В них авторы, пользуясь полной неосведомленностью аудитории и молчанием армянской стороны, лживо представляют как причины, так и ход военных действий этой войны, всячески пытаясь доказать коварство и боенеспособность армян и храбрость грузинских войск, разгромивших «агрессора». Вся эта дешевая и лживая пропаганда тиражируется непрерывно (см., к примеру, огромную статью «Неизвестная война» в «Асавал-дасавали», 20-26 июля, 2009г.), а фильм, способствующий, по замыслу авторов, поднятию духа грузинских военнослужащих, демонстрируется не только по телевидению, но и в лагерях, где проходят обучение ополченцы. Грузин понять, конечно, можно: спонсоры в армию вкладывают сотни миллионов долларов, а воевать она все равно не способна. Такие уж грузины вояки: и это доказывают не только военные поражения последнего 20-летия, но и как раз тот самый армяно-грузинский конфликт 1918 года, когда части генерала Дро стояли в одном переходе от Тифлиса и только вмешательство англичан предотвратило естественное завершение конфликта. Сегодня армяне об этой войне не вспоминают, и не потому, что не понимают роли исторических примеров победоносных сражений в повышении патриотического духа нации, а потому, что считают, что делать это за счет все еще считающихся дружественными соседей недопустимо, тем более что у нас и других примеров предостаточно.

Читателю может показаться, что мы сильно отклонились от актуальной темы обрушившегося армянского храма. Но это не так. Ибо другая излюбленная грузинской антиармянской пропагандой тема — это тема «захваченного армянами Лоре». И поскольку ничего грузинского в этом исконно армянском крае не было и нет, то «основанием» для претензий и их главным объектом выступают его храмы, как в присущем им стиле высокопарно изъясняются наши соседи, «тоскующие по грузинской молитве». Остается только добавить, что вооруженный конфликт 1918 года возник как раз из-за того, что грузинам показалось, будто в сложившейся крайне сложной для армян обстановке им удастся не без посторонней помощи оттяпать Лори и присоединить его к Грузии. Сегодня они героизируют неудачников этой вчистую проигранной ими войны вроде кровавого Цулукидзе, а среди нас находятся подонки, которые изо дня в день клевещут на победоносного генерала, в очередной раз послужившего родному народу.

Не абсурдно ли, что грузины, которые ныне контролируют лишь часть считающейся «своей» территории и постоянно твердят об угрозе утраты других ее частей, грузины, число которых в собственной стране не превышает половины населения, а в соответствии с прогнозами авторитетных международных организаций в ближайшие десятилетия и оно катастрофически сократится, не только грубо ограничивают деятельность христианских конфессий и всячески поощряют строительство мечетей внутри страны, но и проводят активную экспансионистскую политику в отношении храмов, расположенных на всех тех территориях, которые они объявляют своими. Нет сомнений, что захват и присвоение храмов рассматриваются ими как подготовительные шаги к захвату самих территорий. Об этом свидетельствуют не только заявления грузинских деятелей различного калибра, но и конкретные шаги. Если притязания на территорию Армении и находящиеся на ней церкви и монастыри пока выглядят лишь сугубо теоретическими (хотя тайно проникающие на территорию Лори журналисты, кинодокументалисты и люди неизвестных профессий проводят тщательную рекогносцировку местности на предмет ее «грузинской принадлежности»), то в Ани уже «реставрируют» армянские храмы на грузинский лад. Широкие подготовительные работы проводят десятки эмиссаров Илии II в храмах Карса, Ардагана, Артвина, на которые, как и вообще на эти исконно армянские территории, грузины, как известно, предъявили требования еще в 1940-е годы.

Ностальгические воспоминания о боевом сотрудничестве грузинских, турецких и азербайджанских войск в 1918 году, нынешнее сотрудничество в военной области, заверения в дружбе и братстве, вероятно, дают надежду грузинам, что в будущем при благоприятном раскладе событий турко-азербайджанцы сумеют наконец покончить с армянской государственностью и тогда уж им удастся «на законных основаниях» забрать себе все, что они выдают за свое, — территории, храмы и все остальное. Надеемся, о поднятых выше вопросах «ГА» найдет возможность поговорить подробнее.

Вернемся к обрушившейся (фактически намеренно разрушенной) Церкви Сб.Геворк. Виновные в случившемся в заявлении Святого Престола Эчмиадзина названы. Но разве только они? Если говорить о Грузии, то значительная доля вины, на наш взгляд, лежит на здоровой части грузинского общества, которая, как нам представляется из Еревана, запуганная радикальными националистами и религиозными фанатиками, безучастно взирает на разжигание антиармянских настроений в стране. Впрочем, возможно, в грузинском обществе «здоровой части» уже и не осталось, чему, кстати, немало и иных свидетельств. В таком случае, как говорится, на нет и суда нет.

Но ведь мы точно знаем, что в Тбилиси существует значительная армянская община, одна из самых больших в городах мира. Неужели на ней нет вины за гибель армянского храма? Конечно, и в данном случае можно также сослаться на страх перед фашиствующими силами и к тому же, как нам достоверно известно, перед силовыми структурами, которые вплотную «занимаются» каждым, попытавшимся проявить общественную активность. Можно также сослаться на последовательную селекционную работу с несколькими поколениями армян Тбилиси, в результате которой была полностью искоренена возможность какой-либо попытки демонстрации национального самосознания или достоинства. Все это так, но означают ли эти объективные реалии, что десятки тысяч тбилисских армян должны полностью отказаться от защиты своих неотъемлемых прав, тем более в условиях пусть формально декларируемой, но «процветающей» грузинской демократии? Не несут ли прямую ответственность за исчезновение с карты Тбилиси армянского храма многолетние руководители этой общины и к тому же высокопоставленные государственные чиновники Гено Мурадян и Ван Байбурт, по сути паразиты на теле армянской общины, пособничающие антиармянской политике властей и пресекающие любую попытку здорового обновления руководства и самоорганизации общины? Мы пока не знаем их комментария к обрушению армянского храма, но то, что это будет очередная скользкая демагогия, уводящая от правды, можно не сомневаться…

О других виновниках. Может ли кто-нибудь, положа руку на сердце, утверждать, что в случившемся нет вины властей и соответствующих структур Армении и самого Св.Эчмиадзина? Уверен ли кто-нибудь в том, что официальная армянская сторона делала и делает все необходимое для защиты национальных материальных и духовных ценностей, находящихся на территории Грузии? Секреты якобы ведущейся тайной дипломатии нам не известны, да мы и не верим в ее эффективность. Но то, что и в этом случае действует давно уже доказавший свою пагубность принцип «как бы не обидеть», не вызывает сомнений. И это не только политика умолчания, нежелание поднимать шум по поводу тех или иных негативных событий, но также и позорные уступки, как например, согласие Св.Эчмиадзина на строительство грузинского храма на оскверненных костях наших предков. Слава богу, в последнее время мы стали свидетелями мужественного поступка премьер-министра Тиграна Саркисяна, посетившего во время визита в Грузию запертый армянский храм, и издания Св.Эчмиадзином капитального труда Паруйра Мурадяна «Армянские церкви старого Тифлиса». К сожалению, книга издана пока только на армянском языке, и небезосновательны опасения, что, пока она выйдет на иностранных языках, самих армянских церквей в Тбилиси не останется. Кстати, глава о храме Мугнецоц Сурб Геворк завершается тревожным предсказанием, что если немедленно не будут найдены возможности ее укрепления, то церковь рухнет в ближайшие дни.

Церковь Мугнецоц Сурб Геворк в обозримом будущем, скорее всего, не возродишь. И это далеко не первая наша утрата такого масштаба в Грузии. Виновникам случившегося, кем бы они ни были, особенно христианам, нет прощения. Утешить может только одно: причины этой потери должны быть тщательно проанализированы и осмыслены, чтобы предотвратить последующие. Понятно, что речь идет не только о храмах.

Источник: Общественно-политическая газета «Голос Армении»

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.